Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

В далекие 30-е годы американская публика в кинотеатрах познакомилась с широкополосным звуко- воспроизведением. Впоследствии, приемники и проигрыватели на 78 об/м стали общедоступными, и первоначальное изумление от "говорящих ящиков" сошло на нет. Вероятно, радиоприемники тех лет звучали вполне сносно, но именно кинотеатр стал приютом первых настоящих аудиосистем.
    Тогда звукотехника была на переднем крае звукоинженерии, и ведущие компании вкладывали значительные средства в исследование и развитие этой молодой и доходной отрасли. В результате кинотеатр стал ареной жесткой конкуренции среди ведущих представителей электронной промышленности, ведь оснащение Голливуда и десятков тысяч кинотеатров в стране и за ее приделами сулило большие прибыли.
    Фундаментальные исследования, произведенные американскими корпорациями, подарили нам большинство базовых знаний о звуке и его восприятии. Результаты, достигнутые хорошо оплачиваемыми учеными, использовались не только в технике кино, но и при усовершенство- вании систем связи и всей информационной индустрии вообще.
    Двумя основными силами на рынке звукового кино в 30-е годы стали фирмы RCA ( система Photophone) и Western Electric (система Mirrophonic ). Обе корпорации разработали полные системы записи и воспроизведения звука - от микрофонов в студии до громкоговорителей на сцене. Логотипы этих фирм часто можно увидеть в титрах фильмов того периода...
    В наше время поклонники старого аудио во всем мире высоко ценят оборудование кинотеатров "золотого века кино" и в "частности" Western Electric Mirrophonic. Полный комплект усилителей и громкоговорителей WE стоит примерно столько же, сколько и новый автомобиль - если, конечно, вы найдете этот комплект. Высокая цена аппаратуры Mirrophonic частично объясняется тем, что система считается редкой, коллекционной. Она, без сомнения, оказала огромное влияние на техническое развитие и общественный статус аудиотехники. Эта система пользуется популярностью как за способность обеспечивать ошеломляющее звучание, так и за свою репутацию музейной редкости.
    Типовые системы для кинотеатров того периода оснащались весьма маломощными, по современным представлениям, усилителями и исключительно чувствительными акустическими системами. Зачастую в этих АС использовались электродинамические головки*, так как магнитная катушка была способна создать более сильное магнитное поле в зазоре, чем постоянные магниты тех лет. Для приличной громкости в помещении крупного кинотеатра хватало десятка ватт выходной мощности усилителя.
    В системе WE Mirrophonic применялись два типа усилителей : модель 86 и модель 91. Модель 86 - двухтактный полностью триодный усилитель; в нем использовались три лампы WE262 для усиления напряжения. Межкаскадный трансформатор связывал драйвер с выходным двухтактным каскадом на паре триодов 300В. Выходная мощность - 15 Вт.
    Модель 91 - однотактный, с двое меньшей выходной мощностью. На выходе - один триод 300В; в каскадах усиления напряжения использовались пентоды WE310A (2 шт.). Обе модели усилителей обеспечивали значительное ( >95 dB ) усиление, требуемое для работы со слабыми сигналами от фотоэлемента кинопроектора. Эти усилители являлись специализированными аппаратами, предназначенными для использовании в системе звукового кино Mirrophonic и обладали исключительными производственными показателями.
    91-й может рассматриваться, как экономичная модель усилителя системы Mirrophonic. В нем применено минимальное количество моточных изделий ( нет переходного трансформатора и дросселей ), что существенно снижает себестоимость. Кстати, WE не продовал это оборудование, а сдавал в аренду кинотеатрам, как Ma Bell обычно сдавал в аренду телефон. К 1992 г. цены на модели 86 и 91 существенно сблизились. Поиск недорогого аудио следовало организовывать, когда WE сходил с арены озвучивания кино. Говорят, что демонтированная система продавалась владельцу кинотеатра всего за 1$ - только для того, чтобы закрыть договор аренды.
    Заявленные технические данные на 91-й,по сегодняшним меркам, не особо впечатляют. В паспорте на модель, диапазон частот составляет 50Гц-8000Гц при выходной мощности 8 Вт и нелинейных искажениях в несколько процентов. Весьма скромные параметры, которые несложно превзойти в усилителях на микросхеме LM383 за пару долларов. Но, как часто бывает, параметры не скажут вам всей правды. При работе с соответствующими АС звучание 91-го просто дух захватывает. Плавный, детальный, естественный, гармонически правильный звук, богатый, но не вялый - величественное и привлекательное представление. Ну, а микросхема выдаст вам звучание, приемлемое лишь для автомобильного приемника АМ/ЧМ...
    На самом деле не все оборудование WE являлось столь желанным для аудиофилов. Некоторые аппараты проектировались под уровень для озвучивания залов "бинго" - и звучали соответственно. Другие же модели усилителей и громкоговорителей "общего назначения" пользовались повсеместным успехом - от радиостанций и студий до школьных радиовещательных систем. Одно время я в своей домашней системе использовал усилитель 124-й модели (12 Вт, двухтактный на лампах 6L6) из обувного магазина в Мичигане и громкоговорители 755А из Кембриджа. Все это было довольно сложно объяснить моим клиентам, приходившим в магазин Excalibur Audio, где продавались кабели за 1000$. Забавно, но на мой взгляд, домашняя система звучала лучше, чем большинство аппаратов в магазине.
    Об аппаратуре WE я в первые услышал от знакомых аудиофилов, увлеченных звуком с начала 50-х. В тот период WE был вынужден уйти из сферы торговли звуковой техникой из-за антимонопольных судебных решений. И выброшенные на рынок не реализованные громкоговорители с постоянными магнитами по сходной цене раскупили различные типы с "золотыми ушами". Эти громкоговорители можно встретить на Harvey Radio с начала 50-х. Электродинамические громкоговорители WECO высоко ценились в кругах первых разработчиков Hi-Fi. Компрессионные драйверы WE были применены в первых Klipshhorn в 1948/49 г.г. Электродинамические громкоговорители WE у себя дома применял Avery Fisher, а он, бесспорно, мог позволить себе самое лучшее...
    WE достойно занимает почетное место в среде аудиофилов. И одна из наиболее интригующих и хорошо звучащих разработок WE - это, несомненно, модель 91. Если вас привлекают однотактные триодные усилители - как историческая реликвия, либо как современная концепция хорошего звука, - приглядитесь к 91-му - ведь он определяет этот стиль.
    Далее.....

 
 

Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов

 

ЧАСТЬ 2

ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ

Я использовал схему стандартного двухполупериодного выпрямителя со средней точкой и фильтр с емкостью на входе. Каких-либо особенностей схема не имеет. Ламповый выпрямитель позволяет реализовать плавный подъем напряжения анодного питания. Таким образом вы сбережете бесценные лампы 300В от губительного воздействия анодного напряжения при непрогретом катоде. Основываясь на результатах прослушивания, могу заметить, что выпрямитель GZ34 вносит в звучание некоторую сонливость, правда очень мягкую и музыкальную. 274В обеспечивает несколько более ровный тональный баланс, но с другой стороны эти лампы (как производства WE, так и Sylvania) придают звуку некоторую "стеклянность". Убедительного теоретического объяснения звучания выпрямителей у меня нет и, если вы найдете таковое ( за исключением различий в прямом падении напряжения на различных лампах ), то будет весьма интересно его узнать.

Для того чтобы определить лучшую лампу для выпрямителя, стоит прослушать несколько их типов.

Для фильтра питания я использовал маслонаполненные конденсаторы 15 мкФ х1000 В, исходя из соображения надежности и характера звучания. Можно было бы установить установить и "электролиты", но мне нравится мягкое, ненавязчивое звучание "масла". Если вы все-таки решите применить "электролиты", то с целью уменьшения зернистости в звуке попробуйте параллельно С2 подключить маслонаполненный конденсатор 4-10 мкФ.

Наш, усилитель работает в "абсолютном" классе А, соответственно источнику питания не придется работать со значительными импульсами потребляемого тока. А это значит, что при выборе типа конденсаторов фильтра можно пожертвовать емкостью ради качества. Если вы установите конденсаторы по 15 мкФ и дроссель в 10 Гн, то пульсации питания не превысят 0,03%, что с существенным запасом достаточно. В источнике питания обязательно используйте нагрузочный резистор R1, который предотвратит перенапряжения при включении и обеспечит цепь разряда конденсаторов фильтра. Последнее требование связано с вашей безопасностью - ведь хороший масляный конденсатор сохраняет заряд в течении длительного времени. Вообще, масляные конденсаторы в аудио аппаратуре, особенного среднего уровня, применяются редко. Такая ситуация сложилась из-за их высокой стоимости . В 1952 г., например, трехсекционный электролит 3х40мкФх450В стоил 4,9$, а масляный конденсатор емкостью 10мкФх500В - 15,85$. А как вы понимаете, производители заинтересованы в снижении себестоимости аппаратуры. Из этого вытекает еще одно преимущество самостоятельного изготовления техники - вы можете подобрать элементы, заведомо лучшие, чем те, что применяются в промышленных образцах.

КАСКАД УСИЛЕНИЯ НА 310А/В

Лампа 310А представляет собой пентод с 6-выводным цоколем Напряжение накала - 10В. Управляющая сетка выведена на колпачок баллона. По характеристикам сходен с более поздними октальными пентодами 6J7 и 6SJ7. Существует оптимальный вариант WE348A. Выпускался также и пентод 310В для усилителей слабых сигналов с нормированными шумовыми параметрами и подавленным микрофонным эффектом .

Первоначально 310А разрабатывались для переносных телефонных усилителей. В этих устройствах накал питался постоянным током, соответственно такой режим сделан для этой лампы Однако, проблем с фоном не возникает и при питании накала переменным током.

Если вы не хотите связываться с 10-вольтовым напряжением накала, то вместо 31ОА можно применить WE328A или 6J7. имеющие 6-вольтовый накал. Для установки и подключения всех этих ламп потребуется колпачок, одеваемый на верхний вывод сетки (точно такой же, как для тетрода 807) . Собственно, для подключения сетки можно использовать как изолированный, так и неизолированный провод. Если вы захотите использовать экранированный кабель, то для этой цели подойдет кусочек межблочного кабеля. Его оплетку необходимо заземлить. Чтобы избежать появления фона, в цепь накала я подал напряжение +40В, снимаемое со специального делителя анодного напряжения.

В катодной цепи 310А я бы рекомендовал поставить полипропиленовый или масляный конденсатор. Электролит лучше не ставить, но если по каким либо причинам вы все-таки его используете, тс включите параллельно ему хороший пленочный или масляный конденсатор. Конденсатор в цепи экранирующей сетки может оказать существенное влияние на качество басов, поэтому рекомендую поэкспериментировать с ним. Не стоит применять электролит -зачем такая экономия в классическом усилителе. В окончательном варианте своего усилителя я использовал бумажный конденсатор в металлическом корпусе Aerovox емкостью 10 мкФ. Возможно в вашей конструкции здесь будет работать полипропиленовый конденсатор фирмы Solen.

КАСКАД НА 300В

Для этой лампы вам нужен накальный трансформатор с обмоткой 5В. Попробуйте достать такой, чтобы вторичная обмотка имела вывод от центральной точки. В этом случае вы просто заземлите этот вывод через резистор 880 Ом. Такой способ подачи напряжения смещения используется в WE91, позволяя избежать применения мощного потенциометра в цепи накала. Проблем с фоном в моем усилителе не было и балансировочный переменник в цепи накала не понадобился.

В том случае, если вы не найдете трансформатора с отводом от средней точки накальной обмотки или обнаружите, что необходима балансировка для уменьшения фона, то можно поступить следующим образом: катодный резистор подключите к движку потенциометра в 25 Ом (проволочный, мощностью 50 Вт), а крайние выводы - к выводам накала 300В. Цепи накала рекомендуется проложить витой парой проводников, а лампу 310А разместить подальше от силовых трансформаторов. В этом случае фона переменного тока прослушиваться не должно. Я советую вам принять все возможные меры к снижению фона, поскольку в однотактных усилителях не происходит компенсации по цепи питания.

Катодное сопротивление в 880 Ом нестандартное, но я все-таки нашел резисторы в Ohmit Brown Devils (крутое старье). Можно использовать и керметные МСМ Electronics 870 Ом 25 Вт. Чтобы рассеиваемая мощность не превосходила предельно допустимую для этого типа, следует использовать 4 подобных резистора, включив последовательно две группы из двух параллельных резисторов каждая.

Конденсатор катодной цепи выбирается из соображений наивысшего качества. Убедитесь в соответствии напряжения накала номинальному значению и, если оно слишком высокое, поставьте в цепи накала добавочное резисторы. Следует помнить, что повышенное напряжение накала - одна из основных причин выхода из строя электронных ламп. При установленной лампе на выводах накала напряжение должно находиться в пределах 4,8 - 5 В (эфф.).

Несколько слов о самой лампе 300В. На сегодняшний день на рынке представлено несколько их вариантов. Самым удачным приобретением можно считать 300В производства Western Electric. Последняя лампа этого типа сошла с конвейера WE в 1988 г. и выпускалась на протяжении 53 лет! Контроль качества и. соответственно, надежность ламп WE исключительно высоки: 10000 часов работы или два цента на лампу за час музыкального наслаждения. К сожалению мне не удалось испробовать лампы Cetron и Golden Dragon, поэтому, если они вас заинтересуют, обратитесь за консультацией к тем, кто с ними работал. Но в любом случае, вы никогда не ошибетесь, применив "родную" лампу WE. Правда, они гораздо дороже своих собратьев от других изготовителей, но на то есть веские основания.

ВЫХОДНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ

Еще один спорный момент при сборке 91-го заключается в выборе качественного выходного трансформатора. Это довольно дефицитный элемент. К счастью, в последнее время положение улучшается: Peerless возобновил выпуск трансформаторов Altec TFA-204, имеются и новые разработки трансформаторов для 300В.

Среди европейских и японских конструкторов широко известны трансформаторы Partridge, но они весьма дефицитны. В небольших количествах подобные трансформаторы производятся японской фирмой Tango.

Отличительной особенностью трансформаторов для однотактных каскадов является присутствие немагнитного зазора в сердечнике. Этот зазор необходим для того, чтобы сердечник не насыщался под воздействием постоянной составляющей анодного тока лампы, протекающего через первичную обмотку. По мнению разработчиков, проектирование хорошего широкополосного выходного трансформатора для однотактного усилителя значительно сложнее, чем для двухтактного как раз из-за наличия постоянного подмагничивания.

Я считаю, что мне повезло, поскольку у меня была возможность послушать несколько типов трансформаторов в моем усилителе. Большую часть времени я использовал: громкоговорители WE755 (8 дюймов, 70 Гц -13000 Гц); Thorens TD-124/SME3009/Grado MCZ и самодельный предварительный усилитель. Музыка: Dinah Washington, Patsy Cline, джаз 50-х и другие любимые мною произведения и исполнители.

На основании своих впечатлений я постараюсь субъективно и ненаучно описать некоторые трансформаторы, дабы пролить свет на этот вопрос. Решайте сами, кто чего стоит. Многие типы трансформаторов (Lux, Tamura) достать не удалось и, если вы их слышали, поделитесь с нами своими впечатлениями.

Итак:
"Родной" WE171A: великолепная среднечастотная текстура, чуть-чуть мягковатая сверху Выступающая вперед сцена. Романтичный, сочный, завлекающий звук. Кажется, что этот трансформатор соединяет комнату и акустику в единое целое. К сожалению, его практически невозможно достать - лучше и не пытайтесь.

Peerless TFA 204. Данная модель трансформатора разработана Altec( бывшее подразделение WЕ по обслуживанию аппаратуры) для замены вышедших из строя трансформаторов в 91-м усилителе. Возможно при разработке ставилась задача не допустить воспроизведения самых нижних частот , чтобы исключить вибрацию в зале кинотеатра. Этот трансформатор не подходит для систем с выразительным басом, но очень хорош для применения в СЧ/ВЧ звене многополосной усилительной системы. Выдает чистый, энергичный звук с хорошим разрешением, точный и музыкальный. Ограничения снизу не позволяют эффективно использовать в широкополосных системах..

MagneQuest FS 030 был еще только экспериментальным образцом, когда я впервые послушал его звучание, несет в себе значительный потенциал. Прекрасное разрешение в басовом диапазоне, сочная и без малейшей зернистости середина. Очень хорошо воспроизводит саксофон и трубу. Высокие - спокойные, но детальные. Обеспечивает несколько лучшую пространственную перспективу сцены по сравнению с другими трансформаторами. Звук более "душевный", чем у ТК4519 или ХЕ-60, однако, не совсем нейтральный. Иногда может быть хорош при озвучивании улицы. .

Kenyon Т-108 - универсальный трансформатор 40-х годов сравнительно низкого уровня. Однако, лучше, чем я ожидал. Хорошая проработка баса, красивые, наполненные полусладкие средние и отсутствие высоких. С этим трансформатором ВЧ-динамик вашей акустической системы может спать спокойно. Однако, со временем я начал замечать некоторую блесткость в звуке. Может оно и лучшему, что в это время кто-то спал ..

Partridge TK4519 - классика европейского и японского рынков. Очень дорог и дефицитен особенно в США. А жаль, этот прибор обладает прекрасной репутацией. Звучание: нежное, детальные высокие; мягкие, точные средние, энергичные, захватывающие дух низкие. В общем звук несколько суховат и зернист по сравнению с FS 030. Возможно имеет наилучшее звучание из всех трансформаторов, которые я слушал с триодом 300В.

Tango U808 - наиболее простой из трансформаторов выпускаемых Tango. Универсальный прибор, разработанный для применения как в однотактных, так и в двухтактных схемах усилителей. Возможно в двухтактной схеме звучание будет несколько лучше. Но в нашей схеме усилителя высокого качества это изделие лучше не использовать. Выдает путаный, тяжелый, утомительный звук.

Tango XE60-3,5S: сильно лучше, чем U808. Тонкий и чистый "хорошо демпфированный" звук. Трансформатор создан для тех, кому нравится звучание, которое аудиопресса называет "нейтральным" и "аккуратным". Басы более управляемые и точные, чем у FS 030 или ТК 4519. Хорошо передает звуки камертона. Вообще-то у Tango есть еще несколько интересных трансформаторов, но я их не слушал. Возможно, они звучат еще лучше.

Я допускаю, что мои впечатления могли бы быть иными, если бы я оптимизировал усилитель под каждый из них путем замены конденсаторов, резисторов и т п. Но в данном случае меня больше интересовало общее впечатление от музыки, воспроизводимой усилителем с каждым из трансформаторов, пока эти изделия были у меня на руках. И, если бы, когда я собрал усилитель у меня был FS 030, то, наверняка, я бы применил в схеме иные типы деталей.. На мой взгляд, большинство слушателей будут удовлетворены звучанием Tango XE60-3.5S или Peerless FS 030. А вообще-то прослушивание трансформаторов чем-то похоже на прослушивание кабелей - в какой-то момент лучше плюнуть на это и просто слушать музыку.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Итак, вы можете задать правомерный вопрос: почему же все-таки однотактный усилитель лучше двухтактного? Как и во многих других случаях здесь имеются серьезные доводы в пользу обоих вариантов, и в конечном счете все сводится к вопросу: "что мне нравится?" Однотактные усилители не поражают воображение техническими характеристиками, но у них есть свои существенные достоинства. Давайте на некоторое время отстранимся от внешних проблем и в тишине спокойно рассмотрим некоторые моменты этого давнего спора.

Доводы "за двухтактные усилители"

- большая выходная мощность

- меньшие общие искажения за счет подавления четных гармоник

- общее снижение фона и помех отсутствие постоянного подмагничивания в выходном трансформаторе

- общедоступность

- широкополосность

- широкое использование обычных технологий

Доводы "против двухтактных усилителей"

- сложность реализации хорошего фазоинвертора

- необходимость балансировки режимов работы. Со временем баланс нарушается даже, если первоначально лампы и другие элементы были подобраны по параметрам. Кроме того, номиналы элементов плывут от температуры.

- естественное соотношение между четными и нечетными гармониками нарушено. Это обедняет звук.

Доводы "за однотактные усилители"

- очень простой путь усиливаемого сигнала

- "абсолютный" класс А

- отсутствие фазоинверсного каскада и лишних в связи с ним элементов

- для стереокомплекта нужно только 2 лампы 300В

- не нужен подбор элементов

- значительная вторая гармоника дает певучий звук

- сохраняется естественное соотношение между четными и нечетными гармониками

- частотный диапазон достаточен для музыкальных программ

- изумительное звучание.

Доводы "против однотактных усилителей"

- малая выходная мощность

- посредственные технические показатели

- устаревшая, давно забытая технология

- сложности с выходными трансформаторами

- ограниченный частотный диапазон

 

Вот вроде бы и все. Думаю, что я не разрешил старый спор своими аргументами. Но на любом уровне звучание триодных однотактных усилителей отличается от того, что можно получить от пентодов. Музыка чувствуется по-иному. Типовыми пентодными аппаратами она преподносится как-то "механически", "напряженно", в то время, как триоды делают это легко, гибко, естественно. Как говорил один свернутый аудиофил: "это усилители, слушая которые, можно уснуть". Эту фразу следует воспринимать, как похвалу - усилители просто не мешают вам.

Как и многим любителям музыки, мне довелось слышать большое количество различных записей. Триоды преподносят вам поцарапанную, шумную, плоскую старую запись значительно ровнее, чем современные аудиофильские усилители. Отчасти это объясняется хорошим поведением в режиме перегрузки и малыми искажениями третьего порядка, вносимыми трехэлектродными лампами. В полной мере вы сможете оценить это, слушая что-то из Reggae 45, записанное на материале, похожем на пластик от расчесок, и в меньшей степени при прослушивании Thelma Houston на лаковом диске.

Однотактные триодные усилители по-своему организуют музыкальную информацию. Музыкальные детали интегрируются в общую картину и не "выдавливаются" наружу, как это происходит в пентодных усилителях. Возможно, органичность деталей определяется наличием в спектре сигнала, усиливаемого однотактным каскадом на триоде, четных гармоник, которые отсутствуют в двухтактном пентодном усилителе. Я не слышал ничего, что могло бы воспроизвести микродинамику сигнала так, как это делает однотактный триодный каскад. Эта динамическая "свобода" способствует общему богатству музыкальных деталей.

Усилитель на 300В по-настоящему связан с музыкальной канвой произведения (если, конечно, таковая имеется). В сложной музыке больших коллективов сохраняются индивидуальные линии инструментов, ритмическая основа и драйв. Однако, учитывая его выходную мощность, этот усилитель в большей степени предназначен для воспроизведения камерной музыки, чем всей мощи оркестра. При прослушивании музыки динамические способности нашего усилителя станут для вас настоящим откровением. Исключительная наполненность нижнего регистра замаскирует ограничения по мощности и спад характеристики на самых нижних частотах.

Исключительная тембральная точность данного усилителя определяет особое его положение. Кажется, что тональная палитра однотактного на 300В более разнообразна, чем в двухтактных пентодных - возможно благодаря наличию четных гармоник в продуктах искажений первого и их отсутствию у вторых. Звуки цимбал и других металлических инструментов богаче гармониками, медь звучит как медь, а не как алюминий. Барабанные удары несут больше своего характера музыкальности, четкости. Фортепиано и гитара звучат как инструменты изготовленные из стали и дерева, а не как изготовленные из стали или дерева. Иногда представление текстуры музыки этим усилителем просто обезоруживает, а прослушивание любимых дисков заставляет трепетать.

С другой стороны, однотактный триодный усилитель отличается от пентодного характером звукового образа. При работе с достойными акустическими системами появляется эффект особой прозрачности, которого пентодные достичь не могут - так много воздуха без изменения характера музыки. Это похоже на то, что вы находитесь на сцене, а не смотрите на нее под углом.

Несмотря на все великолепие звука, который дарят нам триодные усилители, они не являются образцом хороших технических параметров. Глядя на безликие цифры характеристик, вы не сможете привести ни одного аргумента в их защиту. На бумаге эти усилители не так уж и хороши.

Я не могу себе представить, что бы сказали о 91-й модели обозреватели выставок или хич-хакеры, но определенно они бы не отметили его превосходство над полочной системой YORX. Посмотрим правде в глаза: в диапазоне 50 Гц - 15 кГц этот усилитель просто волшебен, может это и есть тот диапазон частот, которого действительно хватит в большинстве случаев?!

Небольшая выходная мощность усилителя на 300В не такой уж серьезный недостаток, как я считал совсем недавно, когда мне "промывали мозги' техническими характеристиками. Единственное, к чему следует отнестись серьезно - это определенные требования к громкоговорителям. Благодаря низкому выходному сопротивлению и высокому коэффициенту демпфирования, триодные усилители в классе А могут успешно работать с диффузорными громкоговорителями. 300В будет уверенно контролировать и управляться со многими чувствительными (>90 дБ) акустическими системами. Если вас привлекают системы типа старых JBL, Altec 604 или 755, или же вы обладаете хорошей рупорной системой, то беспокоиться о выходной мощности вообще не стоит. По большому счету, этот усилитель лучше всего работает в многополосной системе на средних и высоких. Но, если вы не признаете ничего, кроме SL600 (Celestion) или Apogee, то вам лучше забыть про существование "однотактников".

Если вы хотите дополнить какой-либо акустико-усилительный агрегат триодным "однотактником", то не следует забывать, что сочетания типа "маломощный усилитель - чувствительная АС" и "мощный усилитель - неэффективная АС" практически не совместимы. Если вы будете придерживаться только одного из этих принципов и проявите здравый смысл, то сможете создать систему с действительно хорошим звучанием...

Итак, ваш усилитель проявит свои лучшие стороны в следующих сочетаниях:
- с мини-мониторными эффективными АС
- в многополосной усилительной системе (в СЧ/ВЧ диапазоне)
- система с большими сверхэффективными рупорами

И в любом случае старые громкоговорители более предпочтительны с точки зрения ваших требований, чем современная High-end продукция.

В вашем распоряжении всего 8 ватт - но это целых 8 триодных ватт...

От редакции

Данная статья публикуется с незначительными сокращениями .Учитывая скудность информации о типах отечественных ламп, аналогичных примененным в данном усилителе, мы берем на себя смелость привести небольшую таблицу аналогов.
- 5AR4 (GZ34, WE274B 5ЦЗС) или 2 шт. параллельно 5Ц4С
- 310 A (6J7, 6Ж7, 6Ж8)
- 300В (Аналога нет)

При соответствующем снижении анодного напряжения (не более 360 В) можно применить 2С4С или 6С4С. Выходная мощность в этом случае не превысит 4-5 Вт и потребуется подбор катодного сопротивления.

До недавнего времени лампы 300В в России (и в СССР) не выпускались вообще. Лампы, сделанные на Sovtek и Svetlana в последние годы, приобрести практически невозможно. Если Вы обладаете определенными средствами, терпением и желанием стать обладателем подобного усилителя, то попробуйте достать китайские 300В фирмы Golden Dragon.Вопрос с выходными трансформаторами стоит еще более остро - фирменные у нас практически недоступны. Остается только один путь - изготовить их самим. О том, как это сделать, Вы сможете узнать в одном из ближайших выпусков "Вестника".

И, наконец, силовые трансформаторы и пассивные элементы. В качестве первых наиболее просто найти подходящие из номенклатуры ТА, ТАН, ТН. Таблицы их параметров приведены в "Радио' 1981г. № 2 С.59,60, № 3, с.61,62. № 4, С.60, № 7-8, с.73,74, № 9, с 76 Резисторы и конденсаторы можно применять различных типов руководствуясь соображениями, изложенными в статье. Попробуйте применить МЛТ-2 и К78-2.. А вообще - больше экспериментируйте и слушайте. Никто, кроме вашего вкуса не сможет быть советчиком .

Счастливого Вам творчества и приятного прослушивания. 

 

Вестник А.Р.А. №1

 

Часть [1]  [2]

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Иммиграция в Чехию

Бизнес-справочник Ижевска

 

Это интересно

Он производит устрашающее впечатление размерами своего баллона Но тот же 211-й может показаться устаревшим и слишком простеньким для снобов аудиоаппаратуры. Вероятно по этой причине так мало усилителей, использующих этот триод в своей схеме.
    С точки зрения производителя усилитель подобного типа является вызовом обществу. Источник питания для него проектируется не так, как принято, поскольку анодное напряжение для 211-й лампы должно быть примерно 1000 V. При изготовлении усилителя мы должны уделять особое внимание защите корпуса от влаги и тщательной изоляции монтажа, чтобы исключить поражение электрическим током, если кто-нибудь полезет внутрь.
    Одновременно, триод, подобный 211-му, является единственным из мощных ламп, обладающим столь высочайшим качеством. Анодно-сеточные характеристики 211-го и его собратьев более линейны, чем у остальных ламп для выходных каскадов. Для накала применена толстая вольфрамовая нить, расстояние между сеткой и катодом велико, а сетка просто и без затей намотана на траверзы по винтовой линии. Такой тип конструкции очень прочен и обещает долговременный высокий вакуум, поскольку специально спроектирован для индустриального и военного применения.
    Из-за большого шага навивки сетки и высокого анодного напряжения "электронное облако" вокруг катода почти отсутствует, т.к. все эмитированные электроны прямиком с большой скоростью направляются к аноду. И это позволяет лампе работать почти в математически точно описанном режиме. Особенно здорово такие триоды работают с малыми сигналами, оставляя тональное качество сигнала чистым и нетронутым. Если драйвер удовлетворительно спроектирован, однотактный усилитель на триоде обладает прямо-таки невероятной линейностью, даже в отсутствие обратной связи. Все эти свойства воплощаются в превосходное звучание усилителя на 211-х.*1

Качественное продвижение сайтов в Волгограде при бюджете от 5000 рублей

Что означает термин/оценка - "хорошее звучание"? Существует немало различных объяснений. Однако, хороший звук - это прежде всего звук "натуральный, природный". Понятие "натуральности" звука опять же зависит от толкования самого слова "природа", "натура". Здесь могут сойтись разные точки зрения, к примеру, - звук без механических, привнесенных призвуков, или звук, подобный живому звучанию. Все слушатели согласятся, что натуральный звук должен быть свободен от "налипших" призвуков. Если слушать музыку долгое время, эти едва заметные включения способны парализовать восприятие слушателя, его настроение. Факторов, вносящих "механистичность" в звучание. предостаточно*2.
    Довольно интересное открытие, что полное исключение "механических примесей" из звука, позволит воспроизвести действительно живой звук. Но как добиться этого, что нужно для этого сделать? Во-первых, мы должны упростить звуковую цепь. Во-вторых, мы должны тщательно отобрать элементы, используемые в устройстве.
    В конце своего "золотого века" ламповая схемотехника достигла высочайшего уровня. Это было подобно эволюции динозавров на исходе исторического периода. Когда мне было лет 20, я направлял всю свою энергию на изучение "теории обратной связи". Вместо того, чтобы полностью сконцентрироваться на звуке, по неопытности можно двигаться ложным путем и в конце концов оказаться в точке, где теория совпадет с реальностью, Помню, как я пытался создать идеальную схему, способную воспроизвести настоящий звук, и мой паяльник был всегда горячим. Вопреки всем усилиям, я никак не мог преодолеть барьер, за которым находился звук. Методом проб и ошибок до меня дошло, наконец, что надо сделать усилитель, не требующий обратной связи. Затем я понял, что следует бороться за упрощение схемы уже без ОС, а также развивать собственные познания о характеристиках используемых материалов и их влиянии на звук.
    На одной из аудио-выставок последних лет мы сравнили звучание транзисторного усилителя знаменитой фирмы с ламповым усилителем на 211-м триоде довольно приличного качества. К моему удивлению ламповый звучал в точности как транзисторный. Я ожидал от триода большего. Вероятно, это произошло из-за применения в нем обратной связи. Ясно, чтобы возвысить качество однотактного усилителя "над толпой", необходимо оптимизировать проект в целом и качество каждого элемента в отдельности. Еще недостаточно использовать только триод.
    Я уточню еще раз, что следует упрощать конструкцию усилителя до мыслимого предела и тщательно отбирать детали и элементы высочайшего качества, чтобы воспроизвести "качество живого звука", свободного от "mechanical sound". Это наиболее важные соображения при создании идеального усилителя.
    Однотактный усилитель представляет собой гениальную простоту в сравнении с другими типами, если при этом не требуется высокая выходная мощность. При подходящем выборе выходных ламп, однотактник даже без обратной связи способен быть очень линейным. При правильно подобранных элементах результаты будут превосходными и нас поразит высокая динамика даже в сравнении с наголову более мощными усилителями. Если проста схема... Другими словами, если количество элементов уменьшено хотя бы на один, то звук, производимый этим элементом, механический звук, уже будет исключен из общего хора. Звучит интригующе, но мы не можем запросто заявить, что "однотактник способен воспроизвести настоящий звук". Некоторые из них дают большие искажения. В этом плане выбор ламп очень важен. Искажения в выходном каскаде не могут быть исключены полностью, даже, если драйвер спроектирован с минимальными искажениями. В двухтактной схеме возможно подавление второй гармоники, возникшей в выходном каскаде. И этот метод этот довольно прост. По этой причине во многих классных усилителях применяется двухтактная топология.
    Однако, многие заметят, что эти Р-Р делают звук не чистым. Определенно, что источником этого потенциально является разбаланс по плечам. Существующие элементы, в особенности выходные трансформаторы, не продвинуты в разработках в достаточной степени, чтобы разрешить эту проблему. Нарушение качества усиления звука из-за разбаланса, есть вопрос, над решением которого разработчики бьются уже более 30 лет. Именно на этом основании могут быть рекомендованы однотактные усилители, так как в них разбаланс отсутствует.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1