Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Все вторичные обмотки дают напряжение переменного тока. Вторичка нашего накального трансформатора позволяет получать множество различных напряжений с заземленной средней точкой. Некоторые конструкторы питают цепь накала постоянным током, дабы избежать фона и для возможности стабилизации напряжения накала. Мы не обнаружили, что стабилизация напряжения накала дает существенное звуковое преимущество (разве, что в местностях, где напряжение электросети претерпевает частые и быстрые изменения), хоть и известна большая чувствительность прямонакальных ламп к изменению тока накала по сравнению с лампами косвенного накала. Какие-либо проблемы с фоном перед нами не вставали.
    Примененное нами анодное питание обеспечивается одним трансформатором со вторичной обмоткой с отводами, чтобы можно было установить требуемое питание для различных типов выходной лампы. Выпрямитель - двухполупериодный, кенотронный.
    Мы предпочитаем в качестве выпрямительного элемента газотрон с ртутным наполнением 83-го типа, хотя никаких противопоказаний к использованию других типов выпрямительных элементов (GZ33, GZ34, GZ37, 5R4GY, AZ50 и др.) не имеется. Звуковые качества усилителя будут чуть различными при применении различных выпрямителей. "Идеальный" фильтр следует составить из двух секций р-фильтров, что позволяет довести уровень помех от источника питания до исчезающе малого.
    Элементы, обведенные пунктирной линией, - дополнительные, и даже без них вы можете получить прекрасные звуковые свойства усилителя.
    Мнения о звуковой пригодности GZ34 диаметрально противоположны. Известный журналист Jean Hiraga (редактор La Nouvelle Revue du Sun и редактор L'Audiopfile) считает, что присутствие этого кенотрона делает звук грубым и не очень детальным. Наоборот, авторитетный Joe Roberts считает эту лампу, в частности версию Mullard, обладающей достойным звучанием. Честно признаться, мы не горим особым энтузиазмом в отношении GZ34 и считаем, что все другие перечисленные лампы и их аналоги бесспорно лучше. В любом случае, последнее решающее слово должно принадлежать вашему слуху, если вам удастся произвести сравнение.
    И, наконец, улучшить результаты может применение раздельных выпрямителей и фильтров для каждого каскада: такое решение позволяет сильно сократить паразитные межкаскадные связи через источник питания. В настоящее время у одного из нас именно так и сделано. Здесь мы не приводим схему с двойным источником питания, но можем сделать это в дальнейших статьях, если читатель проявит интерес. Увы, но с таким источником питания габариты усилителя возрастут.
    В усилителях с непосредственными связями, напряжения на электродах ламп взаимозависимы и, следовательно, на время прогрева нитей накала смещение выходной лампы не будет соответствовать номинальному. Как следствие, мы получим значительный бросок тока через выходные лампы. Очевидно, что такое жестокое обращение с ними сокращает их срок службы. Во избежание этой проблемы, необходимо задержать включение анодного напряжения на время полного прогрева катодов ламп.
    Учитывая, что мы используем раздельные анодные и накальные трансформаторы, очевидным решением проблемы будет применение двух раздельных выключателей в цепях сетевых обмоток питающих трансформаторов.
    Накальный трансформатор включают первым, а через 30 -40 секунд вслед за ним анодный. Другое решение - это применение схемы задержки, рекомендуемое, в частности, для "особо безмозглых", а также тех, у кого дома маленькие дети или излишне любопытные родственники (См. "Дельные вещи" - Ред.).
    Указанные на схеме номиналы элементов соответствуют случаю применения ламп 2АЗ или VT52 в паре с Е88СС/6922. При использовании Е83СС или 5751 во входном каскаде номиналы резисторов R5 и R6 следует увеличить вдвое. Требования к анодному напряжению также различны для различных пар ламп. Не рекомендуется увеличивать напряжение анод-катод выходной лампы выше 300V для 2АЗ или 6В46 и 330V для VT52.
    Хотя справочные данные 2АЗ определяют анодное напряжение не выше 250V в однотактном усилителе и 300V в двухтактном, многие любители в однотактных схемах работают с 300 V на аноде без каких-либо проблем и без сокращения срока службы ламп.
    Максимальная мощность рассеяния на аноде составляет 15 Вт для 2АЗ, 6АЗ и 6В46, 18 Вт для VT52 фирмы Hytron и 15 Вт для VT52 фирмы WE и Sylvania. Напоминаем, что для определения мощности на аноде нужно перемножить анодный ток и анодное напряжение, т.е. разность потенциалов между анодом и катодом. Не пытайтесь хитрить с этими величинами: их превышение над максимальными заметно сократит жизнь лампам.
    С этим усилителем следует использовать источник сигнала и предусилитель действительно высокого качества. Учитывая его исключительную прозрачность, усилитель проявляет индивидуальные звуковые особенности всех компонентов цепи сигнала. Очевидно, что это утверждение верно и для записей: мы сами открыли для себя заново несколько записей, чье высокое качество прежде не было реализовано.
    Что касается громкоговорителей, то хорошо было бы применить высокочувствительные модели, в особенности, если вы пользуетесь широкополосной системой. В многополосной усилительной системе вопрос о неискаженной выходной мощности стоит менее остро. Симбиоз такого усилителя с рупорной акустикой просто замечателен. Окраска звука в среднем диапазоне, вносимая акустикой типа Klipschorn или Altec "Voice of the Theatre", снижается до вполне приемлемого уровня...
    Далее.....

 

Информация

 
 

Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным.

 

DR. ТОМ HODGSON Sound Practices № 10.

Продолжаю свои заметки, начатые в S.P. № 5, о пионерских работах Партриджа по искажениям в выходных трансформаторах. Вкратце напомню смысл первой части: д-р Партридж в конце 30-х был захвачен идеей выходного трансформатора (ОТ-Output transformer) для РР (push-pull) с воздушным зазором. Этот зазор уменьшал индуктивность первички, оттого габариты сердечника были существенно больше. Трансформатор его разработки для 10-ваттного двухтактника Уильямсона*, с КТ-66 на выходе, включенных триодами, весил 14 фунтов при Ш-железе и 10 фунтов при стержневой конструкции сердечника.

Он показал, что искажения, вносимые ОТ максимальны на низких частотах и даже пытался ввести индексы для трансформаторов, путем измерения индуктивности на сетевой частоте, удобных при расчете для получения возможно большей мощности.** Им был поставлен вопрос об измерении искажений формы сигнала на частотах гораздо ниже общепринятых, где АЧХ линейна, так как продукты нечетного порядка буквально топили сигналы основного тона в области низких частот.

Меня привлекла та часть его работ, в которой сказано: "... вместо того, чтобы иметь индуктивность, в громадной степени изменяющуюся от приложенного сигнала, умнее будет, чтобы в трансформаторе с зазором (хотя и большем по размерам) эта индуктивность оставалась бы без существенных изменений." После этого он посчитал, что таким образом обеспечив сравнительно низкие искажения в ОТ, следует поближе рассмотреть схему выходного каскада. По его теории выходило, что внутреннее сопротивление выходной лампы (или ламп) главным образом влияет на искажения по напряжению на выходе трансформатора. Так что триоды с Rj порядка 1 кОм выглядят предпочтительнее пентодов, внутреннее сопротивление которых порядка 10 кОм.

Моя первая статья касалась приложения идей Партриджа к однотактным трансформаторам и в особенности кривых намагничивания для сердечников с зазором и без зазора. При ее написании я пытался найти простейший метод описания электромагнитных сложностей в SE трансформаторе и выяснить, почему однотактники так звучат. Моя точка зрения изложена ниже, вместе с проведенными магнитными измерениями на паре трансформаторов, любезно представленных мне Майком ля Февром (Magnequest) и Питером Квортрупом (Audio Note). Был также обмерен трансформатор с посредственными характеристиками.

Главное, что требуется от трансформатора это, чтоб он был линейным устройством. Давайте посмотрим на его магнитные свойства с точки зрения выходного напряжения U (подобно индукции/плотности магнитного потока В) в зависимости от входного параметра - тока I (подобно намагничивающей силе Н). График будет подобен сквозной характеристике (зависимость вход/выход), присущей многим электронным устройствам. На Рис. 1 представлена начальная петля гистерезиса для современных типов кремнистого железа, применяемого для ОТ без зазора. Характеристика, как видим, далека от линейной. На малых уровнях усилитель будет иметь резко выраженные нечетные искажения (типа ступеньки). На самых высоких амплитудах, что соответствует магнитному насыщению сердечника (при индукции порядка 15 кГаусс), усилитель станет клипировать опять-таки с большим уровнем нечетных гармоник.

Заметьте, что значения тока, отложенные на горизонтальной шкале, всего несколько миллиампер. И этого достаточно, чтобы вогнать трансформатор в насыщение. Воздушный зазор, предложенный Партриджем, пластины из пермаллоя вперемежку с обычным железом у 20-20 Plus*** (спасибо ля Февру за историческую справку о фирме Peerless), все это предназначено для линеаризации гистерезиса в РР выходном трансформаторе.

На Рис. 2 показана часть петли гистерезиса для однотактного трансформатора с зазором 0,006 дюйма (примерно 0,2 мм) или чуть больше того.

Можно сказать, что к зазору "приложен" ток подмагничивания и при его увеличении (тока), рабочая точка с входным сигналом все более смещается вправо. Изначально я выбрал значение постоянного тока в 50 mА, как весьма типичное для однотактных усилителей. На Рис. 2 показана также (в едином масштабе) и петля для сердечника, не имеющего зазор, то есть с высокой магнитной проницаемостью ц. Так что можно сразу оценить, как происходит линеаризация магнитной характеристики в однотактном трансформаторе.

Как уже было отмечено в части I, SE выглядят очень привлекательно из-за отсутствия проблем с балансировкой по постоянному и переменному току, что является главной головной болью в PP. Однако, и в SE возникают свои проблемы, так как с увеличением зазора (положительный, линеаризующий эффект) автоматически требуется и больший постоянный ток подмагничивания, дабы вывести рабочую точку на требуемую величину В (не забудьте, что плотность магнитного потока отвечает за величину выходного напряжения). С падением ц (уменьшение наклона петли) также падает и индуктивность при данных витках первички и сечении железа. Так что мы должны иметь существенно больший трансформатор, чем для РР, если хотим иметь одинаковую индуктивность. Обычно, при одинаковых моточных данных и сечении железа, SE имеют индуктивность, равную одной трети от РР.

На Рис. 2 можно ясно увидеть линейность выходного сигнала в зависимости от входного, наложенного на 50 mА подмагничивания. Это примерно равно магнитной индукции в 8 кГс (0,8 Т) с качанием сигнала относительно средней точки в ±0,5 кГс.

Заметьте, однако, что мы не можем произвольно увеличивать I0 - ток через лампу, так как выходной сигнал начнет испытывать искажения, благодаря насыщению. Посмотрите, что происходит при I0=100mA; искажения будут главным образом второго порядка. Насколько это нежелательно, увидите ниже. Из этого поверхностного обзора моих измерений не сложно сделать выводы:

Нам нужно, чтобы выходной трансформатор SE был так называемой линейной индуктивностью или дросселем, если хотите. То есть линия ВН должна представлять собой прямую, чтобы индуктивность не изменялась от амплитуды сигнала. И лучше, чтоб она оставалась постоянной во всем диапазоне токов, идущих через лампу.

Эти требования наглядно представлены на Рис. 3 и 4 для трансформаторов Magnequest FS030 3 кОм и Audio Note 25 w 2,5 кОм, естественно однотактных. В соответствии с рекомендациями Партриджа, я подавал напряжение сети (60 Гц) от ЛАТРа с ничтожным выходным сопротивлением. Замеряя ток по первичке и напряжения по входу и выходу, получил значения индукции В. Картинки взяты с экрана осциллографа. Все соответствовало процедуре измерений, указанных в справочниках по магнитным материалам: амплитудные качания В были порядка 15% от значения индукции по постоянному току (это огромные амплитуды, так как поданное напряжение было равно 141 V RMS, что соответствует ±200 V по амплитуде). Это по крайней мере вдвое больше, чем при работе с триодом 300В, так что любое проявление нелинейности сразу бы стало заметно.

Нет сомнений, что представленные трансформаторы являются линейными индуктивностями, даже когда токи подмагничивания были по крайней мере на 50% больше того значения, которое предназначалось для работы их в усилителях. Magnequest показал даже более консервативные результаты (т.е. с большим запасом) против того, на что он был нормирован. Даже при явно избыточных значениях I0, трансформаторы показали лишь слабое скругление характеристики ВН (2-я гармоника). И не забудьте, что в реальных условиях вы никогда не станете терзать трансформаторы по переменному току, как это сделал я при тестировании. Оба два - прекрасные устройства.

Следуя Партриджу, я вычислил искажения по выходному напряжению при нормированных I0 значениях для каждого трансформатора (60 mA - Magnequest и 90 mA Audio Note). В обоих случаях искажения не превышали 0,1% при работе с 300В. При обычной громкости, то есть мощности не превышающей 3-5 Вт, искажения будут вероятно меньше 0,02%. Таким образом, с моей точки зрения, хорошо сконструированные ОТ SE не создают искажений при работе обычными нормальными нагрузками.

Чтобы далее продемонстрировать, насколько SE трансформаторы линейны, привожу графики индуктивности первичной обмотки в зависимости от постоянного тока через выходную лампу (Рис. 5) и от эффективного напряжения на концах обмотки (Рис. 6). Результаты уже сами по себе объясняют многое и дают ответ на часто задаваемый вопрос о том, с каким током лампы должен работать тот или иной трансформатор? Надеюсь, мои измерения, наконец, убедили вас, что данные ОТ есть линейные дроссели (индуктивности) для работы, скажем, с 300В. Искажения, хоть сколько-нибудь ощутимые, порождены выходной лампой. Доказать это и было смыслом работ Партриджа.

Не жалко повторить еще раз, что оба трансформатора превосходны.

Так что же ожидать от SE трансформатора хорошего качества? Во-первых я хотел бы дать комментарии в отношении индуктивности первички, размеров сердечника и частоты среза в НЧ области. В справочнике Sturley "Radio Receiver Design" часть вторая, дана формула для частоты по уровню -2 дБ:

 f-2дБ = 2Ri/2pL1,

Для триода 300В Ri=750 Ом, при L=30 Гн получим f-2дБ = 8 Гц. Думаю, что теперь стало понятно, отчего низкочастотность однотактника стоит немалых денег.

Пусть ученые от электромагнетизма простят мне незнание автора эмпирической формулы, которую я привожу ниже. Если вес трансформатора в фунтах помножить на значение индуктивности первички, то получим примерный качественный показатель, выраженный в долларах. Для Magnequest он равен 352 при стоимости трансформатора $300. Для трансформатора Audio Note - 176 при цене в $150. (В самом деле, вес трансформатора приближенно определен массой железа и количеством медной проволоки, уложенной в витки обмоток). При ценах на трансформаторы на сегодняшний день этот "показатель качества" равен 1-2 при использовании кремнистого железа. Меньшая цифра для прочей экзотики.

Чтобы иметь представление об образчике "плохонького" транса, на Рис. 7 даны кривые ВН при разных токах I0. Сам он нормирован на 75 mA с индуктивностью 54 Гн, весит 8,6 фунта с сечением стали в катушке всего лишь 1,5x1,5 дюйма (1 дюйм = 2,54 см). Как его можно применять, если стоит он только $80? Наш показатель равен 54 х 8,6/80=5,8! Вот это покупка! Купили рублей на пятак. Теперь глянем на кривые ВН Рис. 7. Очевидно, на 60 Гц искажения на второй гармонике превысят 1% (при I0=75 mA), что даст на выходе ясно слышимый сигнал двойной частоты и мутный, темный звук. Что же стало причиной?

Легко ответить на вопрос, почему не получить такое значение индуктивности при столь малом сечении железа. Но при небольшом увеличении зазора, индуктивность упала до 38 Гн, а трансформатор стал вполне линейным. Для 54 Гн нужно уложить огромное количество витков и это не пройдет безнаказанно.

Активные сопротивления по меди первичной и вторичной обмоток приведут к повышению коэффициента потерь. Имейте в виду, что 1 дБ потерь не выглядит устрашающей цифрой, но ведь это 20% мощности от вашей 300В (те вместо возможных 10 Вт, вы получите 8 Вт). Как правило, типичной приемлемой цифрой будет <0,5дБ»10% ). Так что при достижении большой индуктивности только количеством витков в обмотках не обойтись.

Эти соображения приводят к вопросу о сопротивлении нагрузки для выходной лампы. Значения 2,5-3 кОм предпочтительны для разработчика трансформаторов, так витков меньше, а диаметр провода может быть взят больше (против 5-7 кОм и даже выше). С этой точки зрения выглядит разумным параллельное соединение 300В. Выходной трансформатор однотактного Оngaku с приведенным сопротивлением по первичке 16кОм должно быть является произведением искусства, правда, как я уже говорил, он начинает "валить" частотную характеристику выше 12 кГц. Так что, оставьте это дело профессионалам и экспертам. А мои заметки, я надеюсь, помогут вам сделать правильный выбор.

Естественно, остальные параметры, к примеру, частотная характеристика, не менее важны, хотя я и кинулся вначале обсуждать линейность трансформатора на низких частотах, где проблемы наиболее заметны. Разработчики SE трансформаторов для достижения приличной характеристики на ВЧ вынуждены изощряться гораздо больше, чем РР, так как у них нет возможности применять технологии, принятые при разработке двухтактных трансформаторов.

Я измерил частотные характеристики обоих трансформаторов, использовав генератор с последовательно включенным резистором 1 кОм и напряжением 5 V (эффективного значения -RMS) с нормированным значением тока подмагничивания (строго говоря, для измерений нужно использовать выходную лампу). Оба трансформатора начали "валить" высокие на 35 кГц. Magnequest имел "полку" вплоть до 20 Гц (благодаря более высокой индуктивности), в то время, как Audio Note на этой частоте имел завал в 1,5 дБ. Я также понаблюдал фигуры Лиссажу на осциллографе, чтобы проверить фазовую характеристику на высоких и низких частотах. Углы полностью соответствовали АЧХ и ничего необычного я не увидел.

Я продолжаю убеждаться в том, что главным преимуществом SE является превосходная линейность на малых уровнях. Объясняет ли эта техническая особенность ту великолепную музыкальность и высокое разрешение, что закрепились за однотактниками? На краях частотного диапазона здесь могут быть определенные проблемы, так что предпочтение отдается рупорным громкоговорителям. Я до сих пор надеюсь на то, что читатели SP (Sound Practices, откуда и родом эта статья - Ред.) изложат свое мнение по этому поводу, так как приобретают все больший опыт при прослушивании однотактников.

Читая журнал между строк, я отметил рекомендации по применению двухтактных усилителей с ООС для субвуферов и однотактников для большей части музыкального диапазона (если вы, конечно, не пользуете К-рупоры или головки Lowther). Ранее я слышал классные SE усилители в паре с оригинальными рупорам Voigt'a (Войта или Фохта, кто как прочтет). Так вот, бас был более выпуклым и рельефным в сравнении с очень хорошим двухтактником. Однотактники выявляли больше "присутствия исполнителя" и больше глубины сцены. Возможно, что самые ощутимые различия исходят от применения триодов на выходе и искажений 2-го порядка, присущих характеристике передачи. Но только не из-за выходного трансформатора!

Теперь-то мы знаем, что великие недостатки существующего формата CD, то есть потеря разрешения на малых уровнях и жесткость на слух, произошли благодаря зиллионам*** интермодуляционных продуктов (спасибо Кейту Джонсону из Pacific Microsonic за его просветительские интервью). Может ли кто-либо из "виниловых экспертов", практикующих в настоящее время, ответить на вопрос, каким образом творцы великих LP добивались глубины, несмотря на тот факт, что ранние стереозаписи на низких частотах были чистейшими моно? Когда я узнаю ответ, я, быть может, стану R.I.P., но пока я просто слушаю музыку.
    Перевод выполнен Белкановым А.Н.


*Возможно это был все-таки усилитель Соcking'a, так как схема Уильямсона была опубликована после смерти Партриджа. Ред.
** Такие данные можно отыскать в книге Цыкина ... "Трансформаторы усилителей низкой частоты" за 1937 s. Ред
*** 20-20 Plus - серия выходных РР трансформаторов ф.Peerless, известных своим умопомрачительным коэффициентом качества - 75000. Ред
**** Цифра, очень любимая американцами. Когда очень много, они говорят - зиллион. Ред

 

Вестник А.Р.А. №2

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

Мне хотелось бы начать рассказ с того, что существует идея, показавшая себя с наилучшей стороны - это разработка аппаратуры без предубеждений. Почему? Я занимаюсь подобными вещами уже свыше 15 лет и часто слышал, как любой конструктор превозносит свои достижения и преуменьшает просчеты. В том числе и я сам. Позже я подходил к разработке аудиотехники без общепринятых предубеждений, и мои экспериментальные образцы показали прекрасные результаты.
    Одна из причин, по которой многие разработчики имеют какие-то предпочтительные решения, состоит в том, что есть вещи, которые они испробовали на практике и добились определенного успеха, и есть вещи, которые они вообще не пробовали. Зачастую, та или иная схемотехника или идеология получают ярлык 'неудачных' без существенных на то оснований только из-за оброненного кем-то слова. Иногда репутация схемного решения не зависит от его истинного качества. Некоторые технологии сохраняют плохое или доброе имя многие годы, совершенно того не заслуживая. Никто не испытал всего и стоит задуматься, почему же мы стараемся обходить стороной те решения, которые не испробовали сами по тем или иным причинам.
    Размышляя над схемами однотактных усилителей, я с удивлением задаю вопрос: "почему они не применяют пентодов?". Ведь, например, несколько пентодных двухтактных усилителей, ранее мною разработанных, прекрасно функционируют. Неужели в наши дни "триодной лихорадки" добрый старый слуга-пентод заслужил себе плохую репутацию. Так или иначе, я стал размышлять о том, каким может быть звучание хорошего пентодного однотактника. Никто из моих знакомых такового не слышал. "Это уже история" - говорили они.
    Преимущества пентодов просты и очевидны. Высокая чувствительность по входу и эффективность позволяют без особых ухищрений разработать жизнеспособный двухкаскадный усилитель. "Запросы" сеточной цепи пентода весьма умеренны и в качестве первого каскада можно использовать великолепно звучащие триоды с малым значением m. Выходная мощность пентодного каскада несколько больше, чем у типового триодного, скажем на 300В, даже без использования генераторных ламп и высоких анодных напряжений. Например, от однотактного каскада на двух параллельных лампах 6550 запросто можно получить до 30 Вт выходной мощности.
    Правда, пентоды в отличие от триодов не обладают низким внутренним сопротивлением, но ведь мы ведем речь только о работе в абсолютном классе А. Что же касается преимуществ триодов в плане гармонического состава продуктов искажений, то я могу сказать следующее: независимо от того, какую лампу мы применяем в выходном каскаде, однотактный усилитель не подавляет четные гармоники, в отличие от двухтактного. Может быть магия однотактных триодных усилителей в большей степени обязана их однотактности, чем триодности? Может быть те самые четные гармоники можно получить и от пентодов?
    Когда мы приступаем к какой-либо разработке, нужно задать некие исходные условия, которые позволят определить оставшиеся неизвестные величины. Для начала я решил, что желательно получить 10 Вт выходной мощности. Эта величина в известной степени произвольна и я выбрал ее из соображений достаточности для моих AC Pro Ac. Такая мощность вполне по силам пентодному однотактнику при сохранении простоты схемы. В результате, я решил делать стерео усилитель с общим источником питания для упрощения конструкции и снижения стоимости.
    Мой усилитель, в отличие от триодных на 300В, использует дешевые и общедоступные лампы. Я остановил свой выбор на скромно замалчиваемой (с точки зрения high-end audio), но очень доступной лампе 807(1). В продаже имеется огромное количество 807-х, несравнимо большее числа аппаратов, их применяющих. 807-я стала первым и последним выбором для моего усилителя и полностью оправдала возлагавшиеся надежды. В справочниках эту лампу называют лучевым тетродом, но часто обозначают как пентод с антидинатронной сеткой. Поэтому будем считать ее пентодом и примемся за работу.
    В процессе работы над схемой пентодного усилителя мне стало ясно - схеме требуется некоторая обратная связь (либо общая, либо местная в выходном каскаде). Общая ООС в однотактном усилителе с хорошим выходным трансформатором, на мой взгляд, будет похожа на жалкую пародию. Я использовал трансформаторы разработки Magne Quest значительных габаритов и, с большой индуктивностью первичной обмотки. Однако, если эта индуктивность не велика, то, возможно, придется использовать общую ООС для расширения частотного диапазона на низких.
    Я планировал ввести в выходном каскаде местную ООС глубиной несколько дБ с помощью нешунтированной конденсатором части катодного сопротивления. Выяснилось, что определенная глубина местной ООС оказывает заметное влияние на стабильность и звучание хорошего пентодного усилителя. Местная ООС создается током, протекающим через нешунтированную часть катодного резистора. Как указано в "Radiotron Handbook": "Если ток сигнала через [лампу] и резистор R1 (анодная нагрузка) обозначить Ip, то на катодном резисторе Rk упадет напряжение сигнала Rk*Ip, пропорциональное сигналу на нагрузке, таким образом осуществляется ООС по току". Ограничение усиления каскада подобным способом улучшает линейность и снижает искажения и не создает проблем с временными характеристиками усилителя.
    Далее...

 

Информация

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1