Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

В настоящее время усиление переменных напряжений НЧ осуществляется в основном с помощью RC-усилителей. По такой схеме строятся, например, каскады предварительного усиления НЧ.
    Коэффициент усиления каскада RC-усилителя равен произведению сопротивления анодной нагрузки лампы на крутизну ее характеристики. Однако он не остается одинаковым на различных частотах. Чем выше частота, тем больше шунтирующее действие оказывают включенные параллельно анодной нагрузке лампы паразитные емкости — выходная емкость самой лампы, входная емкость следующей лампы, монтажные емкости и т. п. Для снижения их влияния приходится уменьшать анодную нагрузку, что позволяет расширить полосу пропускания высоких частот за счет падения коэффициента усиления.
    Разработан ряд схем коррекции, позволяющих ослабить воздействие паразитных емкостей и расширить полосу пропускания каскада в несколько раз при том же коэффициенте усиления.
    Простые схемы носят название двухполюсных, так как корректирующий элемент может быть представлен в виде двухполюсника (устройства с двумя выводными зажимами). Обычно в качестве корректирующего двухполюсника используют индуктивность. Основные схемы ее включения приведены в упрощенном виде на рис. 1. Схема, показанная на рис. 1,а, применяется, например, в апериодических усилителях ВЧ; схема рис. 1,б используется во многих телевизорах для коррекции пропускания высших частот телевизионного сигнала.
    Применение простых схем коррекции позволяет расширить полосу пропускания частот RC-каскадом примерно в 2 раза по сравнению с однотипным некорректированным усилителем. Дальнейшее расширение полосы до 3—4 раз можно получить, используя более сложные, четырехполюсные схемы коррекции, одна из которых показана на рис. 1,в. Недостатком таких схем является сложность их регулировки, сильно возрастающая при увеличении числа каскадов в усилителе.
    В усилителях с полосой пропускания порядка единиц или десятков МГц применяют малые анодные нагрузки — несколько тысяч или даже сотен Ом. Коэффициент усиления каскада со столь малым нагрузочным сопротивлением оказывается очень небольшим. В этом случае соединяют последовательно несколько RC-каскадов. Однако беспредельное расширение полосы пропускания получить таким образом не удается, так как при очень малых анодных нагрузках коэффициент усиления одного каскада может стать меньше единицы; при этом устройство будет не усиливать, а ослаблять сигналы, независимо от числа каскадов в нем.
    Приведенная ниже приближенная формула позволяет определить наиболее широкую полосу пропускания частот f, которую можно получить в многокаскадном RC-усилителе (с заданным коэффициентом усиления К).
    Здесь через β обозначен коэффициент коррекции, характеризующий примененную в усилителях схему коррекции, а через α — «коэффициент качества» лампы, который равен отношению крутизны ее характеристики к сумме емкостей, включенных параллельно анодной нагрузке (емкости ламп, монтажных проводов, гнезд ламповых панелек и т. п. по отношению к земле).
    Из формулы видно, что при заданном К можно получить широкую полосу пропускания, выбирая эффективные схемы коррекции или применяя лампы с большим коэффициентом качества. Современные высокочастотные пентоды, имеющие малые собственные емкости и высокую крутизну характеристики, позволяют строить RC-усилители с полосой пропускания от звуковых частот до 100—150 Мгц и достаточно большим усилением.
    На рис. 2 показаны частотные характеристики (в области высших частот) двух макетов широкополосных
    RC-усилителей (кривые 1 и 2). Оба усилителя обладают полосой пропускания от звуковых частот до частот порядка 100 МГц, при усилении 35—38 дБ (60—80 раз). Выходное напряжение усилителей невелико и не превосходит 1 В; оно может быть в случае необходимости увеличено путем добавления выходного каскада, построенного по схеме распределенного усиления.
    Усилитель 1 состоит из шести каскадов; в нем применена двухполюсная коррекция (рис. 3,а). Второй усилитель (семикаскадный) построен по такой же схеме, но с добавочными сопротивлениями в цепях управляющих сеток ламп (рис. 3,6), введенными для улучшения переходной характеристики усилителя. Анодные нагрузки ламп очень малы, они составляют 100 Ом.
    Усилители с очень широкой полосой пропускания склонны к самовозбуждению, поэтому при их постройке приходится применять ряд специальных мер, например соединять последовательно цепи накала ламп и включать в них дроссели, тщательно и продуманно выполнять монтаж и т. п.
    Корректирующие катушки выполнены из голого медного провода диаметром 0,8 мм. Они состоят из 6 витков диаметром 10 мм, растянутых на длину 10 мм. Дроссели в цепи накала (25 витков провода ПЭБО 0,6) намотаны на сопротивлениях ВС-1 вт.
    В обоих описываемых усилителях использовались лампы типа 6Ж9П, имеющие крутизну характеристики порядка 15—18 mA/В и не слишком большие паразитные, емкости. Аналогичные усилители (с несколько меньшим усилением) можно построить также на лампах типа 6Ж1П. Такие усилители могут быть использованы в качестве предварительных ненастраиваемых усилителей.
    Далее...

 
 

6П42С / 6П45С

 

C наступлением века цветного TV и дальнейшим увеличением экрана, родилась потребность в мощных лампах строчной развертки. Естественно, первыми их разработали американцы на RCA еще в конце 50-х. Это были 6LQ6, 6LF6, 6JE6. От них требовалась огромная эмиссия катода и способность выдерживать на аноде амплитуды сигнала в импульсе до 10 kV. С момента реализации проекта 6L6 Отто Шадом на RCA прошло 20 лет и к середине 50-х ламповая промышленность готова была удовлетворить столь адские требования производителей телевизоров.

Наши, как всегда, приотстали, но уже в 1963 году был завершен целый ряд разработок для новых моделей унифицированных телевизоров. В числе 1Ц21П, 6Д20П, 6Ф5П, 6Н24П и других появилась 6П36С. Конечно, до нее были лампы для развертки и самой известной явилась 6П13С, которая до сих пор имеет спрос, очевидно для замены в древних чернобелых телеприемниках где-нибудь в Богом забытой деревне, где в середине сельпо стоит кровать с матрасом

анодные характеристики 6П42С

6П36С была лишена устаревшего октального цоколя и устанавливалась на керамическую панельку MAGNOVAL с 9-ю гнездами. Тогда, на пике «золотого века», карболитовому цоколю был вынесен вердикт; откуда им было знать, что OCTAL окажется самым живучим, настолько, что спустя почти сорок лет серьезно встал вопрос об унификации цоколя для всех ламп, применяемых в звуковой аппаратуре.

По правде сказать, 6П31С (ранее) и 6П36С (позднее) были содраны с выпускавшихся Telefunken EL36 и EL500, соответственно. Зато, появившаяся в 1967-м (наверное приурочили к 50-летию Октября) 6П42С имела оригинальное, российское происхождение и аналога ей, хотя бы цоколевкой, нет. Анод ее подозрительно напоминал очертания ГУ-50, был одинаков с ней по высоте, хотя и шире в два раза, но при этом имел камерный анод. Нужен он был для уменьшения плотности электронного потока, чтобы тем самым спасти лампу от перегрева. То есть, говоря технически, обеспечивал подавление динатронного эффекта вместе с лучеобразующими пластинами.

анодные характеристики 6П45С

Лампа выпускалась недолго, так как были к ней претензии по высоковольтной надежности и ресурсу. Где-то к году 75-му она вовсе исключена с конвейера «Светланы». Вышедшая ей взамен 6П45С уже полностью повторяла EL509 Tele* и цоколевкой и параметрами и высотой анода. Но, поскольку наша индустрия того времени, когда решалась выпустить что-то действительно способное конкурировать, была безумно затратной, то и 6П45С тратила на накал не 2 А, как ее зарубежная сестра, а 2,5 А. В нижней части лампы наблюдался сильный нагрев, так что отсутствие карболитового цоколя и керамическая панель очень пришлись к месту в новом облике лампы.

Пока дело не коснулось применения ламп в звуке, следует сказать добрых слов про конструкцию и качество исполнения наших ламп.

Главным качественным отличием советских строчных ламп нового поколения от импортных является устройство сеток, управляющей и экранирующей. И первая и вторая имеют рамочную конструкцию. Это когда на штампованную рамку или сделанную из толстых стержней, навиваются и привариваются тонкие проводники, образуя мелкоячеистую структуру сетки; при этом она плоская, без провиса и специально отформованного радиуса закругления. Такая технология была впервые разработана на фирме Bell Telephone Labs и освоена в производстве Western Electric.

цоколевка 6П42С/6П45С

В 1949 году выпущен первый ВЧ триод подобной конструкции —WE416A и с тех пор, триоды, считавшиеся бесперспективными для использования в ВЧ диапазоне, обрели новую жизнь. В СССР одной из первых ламп с мелкоструктурной сеткой стал пентод 6Ж4 и только в 55-50-м под руководством Н. В. Черепнина была разработана серия пальчиковых ламп, 6С3П/6С4П в том числе.

Так вот, рамочная конструкция позволяет не только более просто оптимизировать электрические параметры лампы (наряду с высоким усилением, добиться и высокой крутизны) но и обеспечить высокую повторяемость их при серийном производстве. Улучшалось токораспределение, то есть сетки были сориентированы строго друг против друга, как в идеализированной модели лучевого тетрода; таким образом, ток второй сетки был мал и «сжирал» лишь малую часть тока катодного, должного весь попасть на анод. К тому же, благодаря материалу, названному пентаметалл, возникало более равномерное распределение тепла по аноду.**

схема усилителя

У буржуйских ламп наверху толстых сеточных траверз приваривался солидных размеров флажок из того же материала, что анод. Ни одна строчная лампа из зарубежных, имеющихся в редакции, не имеет рамочных сеток! Может быть только Mullard E55L способна конкурировать по качеству своей конструкции, зато уж по мощности она и рядом не стоит. Кроме всего, при одинаковых зазорах между электродами, в сравнении с обычной навивкой на траверзы, рамочная конструкция обладает меньшим микрофонным эффектом за счет предварительного напряжения поясков рамки, исключающего провис при нагреве.

сравнение 2А3 и EL509

Второе немаловажное конструктивное отличие состоит в том, что штыри лампы насквозь проходят через донышко — ножку и в четырех местах закрепляются в пустотелых заклепках на нижней слюде. Такое крепление вообще характерно для ламп, разработанных на «Светлане». Это и 6П3С и ГУ-19-1, а также ГУ-50, 6С33С/6С41С, ГИ-30, впоследствии переданные для производства в Ульяновск. К тому же и переходов со штырька на электрод меньше, чем при обычной технологии — посмотрите на EL34, 6550, 6П3С-Е, 6П44С. Особо бронебойная посадка электродной системы была разработана «Светланой» для демпферного диода 6Д22С, где анод прямо, без переходных лепестков, посажен на штырьки в донышке. Эта минимизация конечно может оказать положительное влияние на звук, но основной целью было достижение максимальной вибропрочности конструкции лампы.

На рис. 1 и 2, приведены анодные характеристики 6П42С и 6П45С, соответственно.

Интерес к строчным лампам, для использования их в усилителях, появился лет 5–6 назад в заметкам Рика Берглунда (Rickard Berglund) на страницах Glass Audio. Сначала швед опубликовал список строчных ламп, способных заменить в выходном каскаде 2А3.

Затем последовала его весьма содержательная статья об использовании тетродов со списком ламп-драйверов, которые путем компенсации нелинейности давали бы максимально неискаженную мощность на выходе*** (GA 2/96, p. 1). Здесь же приведены схемы включения тетродов с трансформаторами и даны рекомендации по величинам анодной нагрузки для каждой лампы.

схема усилителя 859

Даже такой «типично триодный» журнал как Sound Practices поместил письмо Тима де Паравичини (Tim de Paravicini) со схемой YOSHINO 859, где выходная EL509 получала раскачку по второй сетке (смотри схему выше). Наиболее простое использование 6П42С/6П45С/EL509/6KG6 было предложено тем же Берглундом. В таком триодном включении венгр Zoltan Gal получил 7 Вт на выходе (см. схему) при анодной нагрузке трансформатора 1,9 кОм.

схема усилителя

Кроме того, бывший контрибутивный редактор (постоянный автор на штате) Брюс Розенблит, увлекавшийся в своих статьях схемами OTL, после ухода из GA разработал для производства усилитель на 6П45С (об этом в «Вестнике» N№4). И наконец, Аллан Киммель (A. Kimmel) в журнале VTV N№ 8 представил очень сложную схему на 6П45С, опубликовать которую нам пока слабо (много места потребует). Она тоже бестрансформаторная — OTL и при 4 лампах в плече на 8-омной нагрузке отдает 210 Вт. Нам известно, что один из читателей в Самаре, увидев схему, быстро остыл головой.

Пара слов об экзотических образцах 6П42С/6П45С.
Мы, к сожалению, не в курсе, кому принадлежала идея выпуска 6П42С без камерного анода, но такая лампа есть! Дата выпуска на ней — 1972 г. Довольно забавно выглядит, будто камерный анод (без дополнительных пластин-камер) вывернут наружу. Считать ли это ошибкой природы, либо в то время пытались сделать полноценный тетрод, который бы ни в чем не уступал прославленному 6550?

Помните в N№3 наше предложение по переделке 6П45С, с установкой ее на октальный цоколь и без анодного колпачка на макушке? Так вот мы получили первые образцы и тайно лелеем планы, что в таком виде лампа наконец появится на мировом и нашем с вами рынке. Если, конечно, после этих заметок лица, крайне в этом не заинтересованные, не задушат дело на корню.

* Ирония судьбы — в редакции находится небольшое количество EL509 Telefunken, которые были приобретены «Светланой» как раз для копирования, а затем сравнения характеристик с уже нашей 6П45С. — Ред.
    ** К сожалению, от такой дорогостоящей технологии, придуманной Texas Instruments, давным давно отказались. И порою, пятна локального перегрева на современных лампах, есть следствие упрощения технологий.
    *** Так вот, наша лампа в списке не участвовала, но аналогу ее EL509 были прописаны пентоды EBF80, EF83. Лучшей среди ламп TV серии признавалась EL130.

 

4П1Л (The Last DHT?)

анодные характеристики

Эта лампа просто обречена была на то, чтоб рано или поздно появиться в звуковом тракте. До этого она использовалась в армейской электронике и радиорелейных ретрансляторах. Если не изменяет память, то единственным гражданским прибором, где она применялась в качестве усилителя сигнала ошибки, является УИП-1 — мощный источник стабилизированного питания, способный выдать 600 V при токе в нагрузке 0,6 А.

справочные данные 4П1Л цоколевка 4П1Л

Собственно «по жизни» 4П1Л — пентод, предназначенной для усиления сигналов частотой до 100 Мгц. Но некоторые особенности его параметров и устройства конструкции позволяют применять его в звуке.

Во-первых, он прямонакальный, что при нынешней разогретой моде на DHT* — особый плюс. Нить накала образует букву М, при этом нити не расставлены широко (потребляемый ток не велик — 0,33 А при 4,2 V), что гарантирует высокую линейность управления.

Во-вторых, высокий — 25 мм анод с большой эффективной площадью, да и само устройство сеток обеспечивают лампе довольно высокую крутизну, трудно достижимую в прямонакальных приборах. Это значит, что включив его триодом, можно реализовать каскад с хорошей нагрузочной способностью.

В-третьих, нить накала имеет среднюю точку. И не «виртуальную», как в мощных лампах прямого накала, а действительно выходящую на штырь в цоколе. Так что в этом случае есть выбор при подаче накального питания — либо постоянным 2,1V * 2, либо постоянным 4,2 V (плавающим) с отводом средней точки на землю или резистор смещения, либо переменным, с выводом средней точки трансформатора. Экспериментируя со схемами включения катода/накала, можно добиться не только минимального фона, но и в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние амплитудных колебаний напряжения накала на крайних ветвях нити. Оно будет максимум 2,1 V * 1,4. И наконец, по характеристикам триодного включения видно, что лампа имеет огромный раскрыв и довольно приличный ток анода. Это позволяет использовать ее выходным буфером для предварительного усилителя, входным каскадом либо драйвером в усилителе мощности. По приведенным характеристикам усиление в триоде — 10, внутреннее сопротивление Ri = 1,67–2 кОм.

Приносим слова благодарности Л. Ашкинази и С. Васянину за предоставленные материалы, оказавшие помощь в подготовке статьи. — Ред.

* DHT — Direct Heated Triode (англ.) - триод прямонакальный.

 

По материалам А.Р.А.

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Подключение электричества к дому

Московская коллегия адвокатов - грамотная юридическая и справочная помощь

Текстиль в Иваново

 

Это интересно

Уже с обложки Michael Burrows (Майкл Берроуз) осыпает нас риторическими вопросами: что вы скажете о виниловых записях 50-х, берущих за душу при их отнюдь не хайфайном качестве? А как насчет ваших старых ацетатных пленок, записанных еще с пьезоэлектрического микрофона? Для прослушивания винила и других источников звука (включая CD) с нестандартными АЧХ автор предлагает предусилитель-эквалайзер, рассчитанный на подключение до 7 источников. Все каскады выполнены по схеме SRPP, на выход подключаются наушники (см. рис.1). При использовании в выходном каскаде ламп 6П14П и телефонов с сопротивлением 600 Ом обещана выходная мощность до 0.8 Вт при коэффициенте гармоник в полпроцента. С уменьшением сопротивления нагрузки мощность падает, а искажения растут. Для подключения магнитофона на запись имеется буфер на катодном повторителе. В отличие от предыдущего проекта Майкла, сплошь состоящего из моточных узлов, этот предусилитель содержит их только в блоке питания. В довершение ко всему его конструкция оснащена вентилятором, подобно домашнему компьютеру. Общая стоимость деталей усилителя составила $1885.
    Для раскачки мощных выходных триодов в классе А2 драйверы с низким выходным сопротивлением и трансформаторной связью, а также катодные повторители с непосредственной связью считаются наиболее популярными. Неплохо ведут себя и драйверы с дроссельной нагрузкой и мю-повторители. Однако всем им свойственны проблемы, возникающие с появлением сеточного тока выходной лампы. Во избежание этих проблем Mark Kelly (Марк Келли) предлагает заземлить сетку выходного триода и раскачивать его через катодную цепь (см. рис.2). На фоне постоянно протекающей (класс А) через катод анодной составляющей тока появление или пропадание сеточной составляющей теперь не будет столь заметным и не приведет к существенному изменению режима работы драйвера.
    Компьютерный аналитик Steve Robertson (Стив Робертсон) очень подробно, в деталях рассказывает, как он купил за $15 старый усилитель и восстановил его. Очередной двухтактник на EL84 и паре 12AX7.
    Среди множества объявлений привлекла внимание реклама нового программного продукта под Windows для конструирования и анализа выходных каскадов однотактных усилителей SE Amp CAD. Программа содержит данные о 30 электронных лампах и более ста выходных трансформаторов. Компания GlassWare приглашает вас посетить сайт в интернете www.tubecad.com.
    Прим. редакции: мы попробовали эту программу и сочли ее интересной для начального моделирования выходных каскадов. Программа не отражает поведения каскада в реальных условиях, ибо не учитывает влияние драйвера. Однако если вам лень просчитывать кучку связанных между собой формул, то проще всего использовать именно этот программный продукт.
    Larry Lisle (Ларри Лайл) предлагает прекрасный проект для начинающего – его усилитель (см. рис. 3) содержит всего 6 деталей, не считая блока питания. Впрочем, последний состоит тоже всего из 6 деталей. Для начала предлагается построить выходной каскад, а затем по мере надобности снабдить его и входным. В роли входного транса на рис. 3 выступает выходной, включенный наоборот, так что он повышает напряжение примерно в 17 раз, поэтому полоса пропускания будет очень узкой, около 5 килогерц. Тем не менее, звук будет отнюдь не слишком ужасным, более того, это может оказаться полезным в НЧ канале при биампинге. Однако на самом деле это сделано для того, чтобы только запустить выходной каскад. Впоследствие предлагается заменить трансформатор лампой (см. рис. 5). Резистор R1 в блоке питания (см. рис. 6) — гасящий. В зависимости от параметров силового транса этот резистор может и не понадобиться. Для надежности и защиты от начинающих выходная лампа выбрана 811-3. При анодном напряжении в 300 В вы можете закоротить цепь смещения и лампа это спокойно выдержит. Не пытайтесь ставить такие опыты с 300В! Спалить же 811-ю при таком низком анодном возможно лишь подав его на нить накала! Ларри обращает внимание, что накальный трансформатор расположен на плате усилителя, а анодный - на плате блока питания, и выдвигает 7 причин на это. Что же получилось в итоге? Прекрасный звук, хотя и при не очень высокой мощности. Во-первых, вы можете наслаждаться музыкой! Во-вторых, вы можете попробовать иные лампы взамен 811-й либо увеличить ей анодное (вполне возможно, что ламповым выпрямителем с масляно-бумажными конденсаторами). В-третьих, попробовать схему компенсации гармоник, иные лампы на входе и т.д. и т.п.
    Очередной двухтактник смотрит на нас с обложки второго номера. Daniel J.F. David (Дэниэл Дэвид) и Jean B. Fortias (Жан Фортиас) использовали по входу SRPP на 12AX7, фазоинвертор-драйвер выполнили на 12AU7, а на выходе поставили 6С33С-B (см. рис. 7). Авторы отмечают, что при фиксированном смещении 6С33С ведут себя нестабильно, поэтому пришлось использовать автоматическое и обязательно с одним резистором на обе лампы, иначе 6С33С плывут от малейшего изменения любого параметра.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1