Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Меня крепко заинтересовала статья J. Roberts'a в SP # 1 об одноактном (SE) усилителе WE91 на триоде 300В. Приведенные "за" и "против" SE в сравнении с двухтактным (РР) заставили меня пересмотреть собственные соображения, почему SE могут звучать лучше. Это касается работы выходной лампы на выходной трансформатор ( ОТ - output transformer) и величины результирующих искажений по напряжению. Причем в наихудшем случае - на самых низких частотах, когда индуктивное сопротивление ОТ минимально.
    Я сам являюсь "ламповым чудаком", никогда не испытывавшим музыкального удовлетворения от транзисторного звука, по причине, мною еще не объясненной. Моя приверженность к SE основана прежде всего на том, что тандем выходная лампа + ОТ вероятно линейнее, чем в случае PP. Так как в однотактном усилителе через выходной трансформатор протекает несбалансированный (как в двухтактном) постоянный ток, то сердечник с пластинами из кремнистого железа должен иметь воздушный зазор, дабы избежать насыщения.
    На рис 1а, b приведены типичные формы петли гистерезиса для ОТ без зазора (а) и с воздушным зазором (Ь). Заметьте, что напряженность магнитного поля по оси Н в случае 1Ь в 10 раз больше. Железо в современных трансформаторах имеет максимальное значение магнитной индукции В (точка насыщения) около 18 килоГаусс, так что, если постоянный ток дает "смещение" железу в 8-10 кило-Гаусс, а музыкальный сигнал будет качать эту точку с амплитудой +/- 3000 Гаусс, то очевидно, что SE с подмагничиванием должен быть более линейным. Все просто, вроде бы. Однако, рассмотрим глубже вопрос конструирования ОТ для однотактного включения.
    Во время второй мировой войны я находился в Англии и затем взрослел одновременно с "золотым веком" Британской ламповой звукотехники. А сейчас вот кинулся на поиски страниц журнала Wireless World (WW - по-русски "Радио Мир" - Ред.), начавшем свою деятельность в 1920 году Поначалу это были еженедельные публикации, но в войну журнал выходил ежемесячно. Теперь вот мною овладело желание отыскать следы истории SE и РР, а также применение обратной связи в них и выяснить хронологию всего этого.
    Первая статья датирована 11 мая 1934 г, и касалась двухтактного усилителя мощностью 4 Вт на триодах РХ4. Автор W.I.Cocking назвал ее "Проектирование аппаратуры без искажений". РХ4 -триод фирмы Marconi отдавал в SE 2,5 Вт и стоил 4 фунта (по тем временам это треть недельной зарплаты). Более мощный триод DA60 (Osram) стоил 20 фунтов и отдавал в SE 12 Вт. Я был приятно удивлен тем фактом, что масса статей в WW была посвящена радиоприемникам с однотактным выходным каскадом. Среди них было несколько по намотке трансформатора, но нигде не упоминалось о применении воздушного зазора. Правда, M.G. Scroggie из ф. Mullard в номере от 1 июня за 1932 г. давал метод графического расчета дросселя, основанный на теории Наппа от 1927 г. Все-таки я напал на жилу: номера за 22 и 29 июня, 6 и 13 июля за 39 год имели серию статей с названием "Искажения в магнитопроводах выходных трансформаторов", автором их был д-р N. Partridge. Данная статья и ее более академическая версия в трудах Британского института радиоинженеров (Britis-Inst. of Radio Engineers) за 1942 г были отмечены в библиографии "Справочника радиоконструктора" Radiotrone/RCA 4-ю издания (Этот классический справочник вообще заслуживает перевода на русский и упоминается во многих статьях, посвященных лампам и их работе в любых режимах - Ред.). Я откопал также, что работы Partridg'a появились в текстах с наиболее полным освещением данного вопроса, к примеру, "Конструирование радиоресиверов" Sturley (это единственный, известный мне источник по расчету выходных трансформаторов для SE) или "Трансформаторы для электронных схем" Grossner'a. Последний достаточно доступен.
    Для определения искажений в трансформаторе Partridge применил и теоретический анализ и данные экспериментов. Выходная лампа может быть представлена как источник переменного напряжения Е с внутренним сопротивлением RP нагруженный на индуктивность первичной обмотки LP . Ток через лампу I, активное сопротивление обмотки RDC включено последовательно с RP . Когда ко вторичной обмотке подключена нагрузка RL, то пересчитанная в первичку как R0=n2RL, она подключается параллельно индуктивности. Рис.2. Перед тем, как станет очевидно, почему эта цепь содержит искажения по напряжению, необходимо более детально взглянуть на петлю гистерезиса в координатах ВН. При подаче синусоидального напряжения на катушку наблюдается следующая картина петли гистерезиса. Рис.3.
    Как же исторически справлялись ученые с очень непростой задачей определения В. Даже великий акустик лорд Релей (Reyleigh) обратил внимание на проблему в 1886 г.* Он аппроксимировал петлю двумя перевернутыми параболами, обозначив ход кривой штрихом. Так что для простоты, если мы через начало координат проведем наклонную прямую, то получим квазилинейные магнитные характеристики. Соотношение между В и Н записывается как В = mН,    Напряжение от источника вызывает ток через RL и нагрузку с импедансом Z. В этом случае магнитный поток определен как Ф=(магнитная индукция В)х(сечение железа А), где B находится на кривой ВН при данной напряженности магнитного поля H=0,4NI/l ( где l - длина магнитного потока по железу, а N -число витков первичной обмотки. Уравнение с несложной математикой следует решать относительно Н или ампер-витков NI, но не относительно В, находимой из графика. Напряжение на ненагруженной вторичной обмотке пропорционально скорости изменения магнитного потока Ф,. Заметьте, однако, что В=Ф/А является очень нелинейной функцией от Н (что очевидно из графика ВН, Рис.3.). Железо влетает в насыщение в точке BMAX когда, как не увеличивай ток, поток им вызванный и индукция, не растут. И тут же есть пара значений В при данном токе I или Н, разных по величине в зависимости от того, вверх пошла синусоида приложенного напряжения или вниз. Если при подмагничивании постоянным током дать еще небольшое переменное возбуждение, то процесс изменения магнитной индукции пойдет по частному циклу.
    Далее.....

 

Информация

 
 

Tubesaurus Rex

 

Glass Audio. 1995. No. 1,J.C.Morrison

Яркий представитель американского audioaндегрэунда (a.a.а. - русская аббревиатура собственного приготовления - Ред.) - Дж Моррисон (J.C. Morrison) строит Hi-End у себя на дому. Судя по всему, никакой это не Hi-End, а просто настоящий звук, чего и вам желаем.

В молодые годы audio на радиостанциях и в кинотеатрах водилось всевозможное "усилительное зверье" Совершенно дикое. То, что в те времена считалось "произведением искусства"*1, по нынешним стандартам признается откровенным курьезом.

До появления недорогих постоянных магнитов, исполинские послевоенные динамики с катушкой подмагничивания и с магнитами альнико (тоже очень не маленькими) могли гордиться эффективностью свыше 100 Дб при 1 Вт на м. Да и рупорные колонки не являлись особой экзотикой.

КОЕ-ЧТО ОБ ИЗВЕСТНОМ

Основной заботой создателей audio были не мощность ради громкости или heardroom*2, но линейность и малость искажений.

Выходными лампами служили триоды, просто потому, что они работали лучше. Их низкое внутреннее сопротивление в совокупности с хорошей линейностью и коротким шлейфом продуктов искажений приводили к прекрасно звучавшим схемам. Мощность усилителя редко поднималась выше 5 Вт и ограничивалась лишь требованиями линейности. См. Рис.1.

Общая ОС применялась редко, так как возникающая при этом амплитудная компрессия давала довольно сомнительный прирост качества, да и звук получался, по мнению создателей, несколько странным. Признаком великих триодных усилителей было хорошее демпфирование, гладкий, но при этом точный звук, несложность и высокая надежность акустики.

Усилители не были слабым звеном в цепи воспроизведения, источники и громкоговорители приносили гораздо больше хлопот и требовали исследований. Конструирование и производство акустики являлось весьма затратным делом и хороший динамик стоил очень не дешево. Естественно, что колонки с высокой отдачей были привлекательнее и 600 мВт было достаточно для них, а уж триодный усилитель с 6-ю ваттами обладал более чем достаточным запасом мощности.

КОЕ-ЧТО НОВЕНЬКОЕ

Все это навело меня на мысль: а что сегодня применимо из всей этой "архаики"? Сработает ли сочетание выходных триодов и чувствительной акустики для современного audioфилa? Конструируя свой Tubesaurus Rex, я не ставил особой задачи повторить усилитель 40 - 50-х годов, но желал, чтобы старое сочеталось с новым, в надежде получить улучшение породы. Думая так, я внедрил некоторые современные "примочки", которые хорошо сказались на звуке.

Одна из них - дифференциальный драйвер с непосредственной связью с входным каскадом.*3 (См. схему).. Версии такой схемы известны всем вокруг, но в коммерческом производстве применялись на удивление редко, возможно из-за требований к подбору ламп и тонкому процессу настройки. Зато взамен получим хорошо балансируемую, широкополосную схему. А если применить резисторы с небольшим сопротивлением в анодах - схема будет очень быстра в передаче скоростных атак сигнала.

Непосредственная связь потребовала некоторых усилий и источник питания оказался в результате не слабым, но как раз здесь-то любители и смогут "оттянуться" со своими доработками и фантазией. Другой фокус заключался в оптимизации блока питания для схемы в классе А. Здесь я применил дроссель на входе фильтра и полипропиленовые конденсаторы. Это дало замечательный эффект на звук. Так что теперь я вряд ли вернусь к электролитам.

Хочу предостеречь "свернутых" от применения мегаФарад в питании и следовать тому, что указано. Еще один урок, уясненный из "прошлого": сглаживающий фильтр является фильтром НЧ. Так что не наворачивайте лишних конденсаторов в LC цепи и по достижении пульсаций в 0,01% нет особого смысла наращивать емкость фильтра. Следует помнить, что усилитель работает в классе А. Максимальное рассеяние тепла на анодах ламп происходит в отсутствие сигнала, и так как усилитель двухтактный, то потребляемый ток от источника будет болтаться в пределах 10-20 mА от тока покоя. Солидный дроссель фильтра (10 Генри, 60 Ом) легко препятствует качаниям анодного напряжения при малых изменениях тока, а потому каких-либо дополнительных элементов в фильтре не требуется. Выпрямители - кенотроны 5V3 и 5V4 *4 с низкими внутренними сопротивлениями и достаточными анодными токами.

ПРОСТО КАК 2АЗ *5

Как видно из Рис. 2, рабочим режимом для ламп типа 2АЗ является Ua= 250 V, Ia = 60 mА при Uc=-45V. Допустимо применение анодного напряжения Ua =300 - 350V. Каскады драйвера требуют 400 - 450 V. При разработке схемы я исходил из этих напряжений, отрицательное напряжение нужно для подачи на хвост первого дифференциального каскада.

Рекомендуемое сопротивление нагрузки между анодами выходных ламп при автоматическом смещении равно 5 кОм. Здесь требуются некоторые пояснения. Как водится, чем выше качество выходных трансформаторов, тем они дороже. Американским самодельщикам часто приходится приобретать их у фирм производителей, либо выменивать друг у друга на дефицитные детали.

Ни разу не читал и не видел, чтобы американец задался целью построить выходной транс, это у них не в крови. Тем не менее, у них не мало фирм, производящих очень хорошие выходники, в отличие от нас. Так что, если вы хотите, рискнуть - можно заказать любой. - Ред.

Использование триодов в выходном каскаде обладает важным достоинством: при любой данной нагрузке между анодами, сопротивление, пересчитанное во вторичную обмотку, будет существенно меньше, чем с применением лучевых тетродов или пентодов.*6

Триоду требуется сопротивление в аноде от двух до шести раз большее, чем его внутреннее сопротивление. Лучевые тетроды и пентоды более чувствительны к разбросу сопротивления между анодами. Так что на практике вы можете использовать то, что попадет под руку, в указанных пределах естественно, и такой трансформатор будет неплохо работать.

Скажем, разобрали вы на части свой старый Fisher 500B*7. Выходной трансформатор у него нормирован по импедансу первички на 7 кОм, то есть на 2 кОм больше, чем рекомендовано для 2АЗ с автосмещением. Конечно, большая, чем полагается нагрузка, изменит рабочий режим для любого триода, но при снижении выходной мощности мы получим меньшие искажения и плотный собранный звук за счет лучшего демпфирования (которое является отношением сопротивления со стороны первичной обмотки к внутреннему сопротивлению триодов выходного каскада).

Если же сопротивление по первичке найденного вами транса окажется ниже рекомендованного, то это сулит несколько большую отдачу в ваттах. В этом случае увеличение искажений второго порядка одним покажется очень приятным, другим такой звук - слишком теплым и "ламповым". Увеличение импеданса нагрузки по первичке практически не создает проблем: на RA-A= 7 кОм продукты искажений второго и третьего порядка на 20% ниже тех, что возникают при 5 кОм, а ожидаемое снижение мощности примерно в 1 Вт.

Может оказаться полезной и такая метода: слегка поднять анодное напряжение и при этом снизить ток через выходные лампы при работе на еще больший импеданс нагрузки (10 - 12 кОм). Трансформаторы с Fisher 500B спроектированы таким образом, чтобы работая со значительной общей петлей ОС, избежать звона и возбуждения.

КОЕ-ЧТО СО СТОРОНЫ

Если вам не доступен первоклассный транс на 5 кОм, откопайте старенький усилитель и вдохните в него новую триодную жизнь. Для этой цели подойдет любой двухтактник на 6L6 (наши 6ПЗС). Полная схема Tubesaurus Rex дана на Рис. 3. Если мой выбор ламп вам покажется слишком экзотическим, можете попробовать 6SN7 (6Н8С) вместо них. Комбинация ламп в драйвере имела своей целью обеспечить требуемое усиление при малых искажениях. 56-я лампа имеет прочную, жесткую конструкцию и звучание ее очень детально. Ранее она применялась в классических киноусилителях и может считаться предшественницей знаменитой 6J5 (6С2С) - бытовой версии WE262/ 347. Я полагаю, что ее большой анод отвечает за прекрасное воспроизведение середины. 6N7 (6Н7С) - мощная штука с усилением больше 30, на ней получается отличный драйвер при параллельном соединении половинок внутри баллона. Обе лампы не дороги и обе их версии, бытовая и индустриальная, звучат одинаково хорошо.

Я нашел некоторое улучшение в тональном балансе, используя лампы с низким усилением на входе и с большим на выходе драйвера. Если вы все-таки намерены поставить первой 6N7, то во втором каскаде используйте один баллон вместо двух 6N7. Большинство элементов схемы останется без изменений.

Чтобы минимизировать фон и ради компактности конструкции, блок питания организован на отдельном шасси.*8

Если вы добрались до старого усилителя на запчасти, то транс питания от него должен иметь все указанные в схеме напряжения, за исключением быть может макальных обмоток на кенотроны. Я использовал трансформатор с полным переменным напряжением между крайними точками 866 V при токе 350 mА.

Схема усилителя

ВСЕ СВЯЗИ ПОКОРОЧЕ!

Конструкция усилителя очень проста. Я слепил ее из двух, алюминиевых шасси, которые доступны от большинства поставщиков электронных компонентов. Избыток места дает возможность для дальнейших наворотов и модификаций. Все соединения point-to-point*9, с аккуратной пайкой.

Держите все катодные цепи как можно короче, а входной разъем поближе к первой лампе. Полезна разводка "земли" звездой, но я считаю более важным, чтобы все соединения и особенно катодные были по возможности короче.

Старые шасси часто имеют отверстия под октальные лампы и вам остается лишь грамотно использовать старое железо. Я порою использую старье для скорого макетирования.

Предпочитаю располагать по разным блокам цепи с переменными и постоянными напряжениями. В усилителях без ОС желательно уменьшение фона и шума любыми путями, включая экранирование ламп и короткие соединения. Так что, если у вас есть элементарные навыки конструирования, проблем с наводками и шумами не возникнет.

НЕ ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ СВЯЗЬ

Если возможно, для "мягкого" включения применяйте variac *10, чтобы плавно подать напряжение на аноды. Закоротите вход, а к выходу подключите мощный резистор, эквивалент нагрузки. Перед включением предусилителя по входу и акустики по выходу, замерьте напряжение на эквиваленте, оно должно быть минимальным, не более единиц mV. Если не так, проверьте монтаж и особенно анодные соединения и "землю". Некоторые лампы могут потребовать настройки R0. Если при указанном катодном резисторе R2 смещение на катоде меньше 0,8V, на пиках будет возникать "хруст и скрежет". Если оно больше, есть риск подзапереть лампу и при малом токе звучание станет обедненным, тусклым. При очень малом смещении или вовсе его отсутствии на 6N7 (разница между катодами V3, V4 и анодами V1, V2) при сигнале на сетке возникает положительное напряжение, а с ним сеточный ток. На катодах разница должна быть как минимум +4 V. Вы можете подстроить R0 отрицательное напряжение источника питания, чтобы изменить распределение токов по каскадам. Шунтирующий конденсатор С в значительной мере отвечает за звук и рабочие режимы. Не пытайтесь отдельно запитывать каждый каскад. В нижний вывод катодного резистора первого каскада можно включить источник тока.

Такое усложнение пойдет определенно на пользу. Не закорачивайте катодные резисторы, так как общее сопротивление в катодах улучшает балансировку и дифференциальные характеристики каскадов.

На 6B4G при двухтактном включении в классе А должны получиться верные 7 Ватт. Для приличной громкости ваша акустика должна иметь чувствительность не хуже 95 дБ/1Вт/1м. Аudax, Focal и Dynaudio производят подходящие динамики. Ну и не забывайте про Altec А5 и А7, а также акустику Klipsh. Верю, если вы до сих пор не знали, на что способны триоды, то после экспериментов с ними, будете приятно удивлены.

 

От Редактора

 

Может показаться, что J.C. Моrrison этакий динозавр, года с 1901 как минимум. Нет, это молодой человек лет 32 - 35. живущий в Нью-Йорке, постоянно проводящий свободное время в клубе Fi, a в остальное - творящий ламповые конструкции с довольно символическими названиями - Dinosaur, Siren Song. Он не завернут на двухтактниках, скорее наоборот и в следующих выпусках "Вестника" мы дадим его предусилитель с распределенной цепочкой RIAA и однотактный усилитель мощности. Что касается Altec и Klipsh, не беда, что они большинству не доступны. Зато у нас еще можно без труда найти вполне приличной сохранности 2А11, 2А12, 4А32 и 4А28 и к ним высокочастотные головки, начиная с 1А13 и дальше. Кинотеатральные динамики, при определенных доработках, звучат очень здорово и, обладая чувствительностью не ниже 90 дБ, не потребуют мощности выше 10 Вт.

*1 Я так перевожу сочетание state of the art. - А.Б.

*2 headroom - запас по мощности перед явным ограничением.

*3 В авторской терминологии - двойной дифференциальный драйвер с прямой связью между каскадами. Можно и так назвать.

*4 подойдут 6Ц5С и 5ЦЗС из отечественных.

*5 Довольно известная у нас лампа 6С4С является скорее аналогом 6B4G. Для замены 2АЗ более подходит наша 2С4С (очень редкая), но она имеет неудобный накал -2В, вместо обычных 6,3 В.

*6 Преимущество не очевидное с первого взгляда, т.к. обычно пересчитывают нагрузку из вторичной с первичную. RA-A = n2Rнагр.. (Ред)

*7 В наших условиях может подойти "Прибой", либо какой-нибудь старенький ГУ-50 на 807 тетродах

*8 Мы не смогли привести фотографии конструкции, но укажем, что это двухэтажная этажерка из алюминиевых уголков, где на первом этаже расположен блок питания.

*9 Буквально точка к точке, когда элементы соединены друг с другом собственными выводами, без лишних проводов

 

Вестник А.Р.А. №1

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

Отличительной чертой этого усилителя с технической точки зрения является использование непосредственных связей между каскадами, т.е. без использовния трансформаторов или конденсаторов. Схема разработана на основе классической разработки Лофтина и Уайта, впервые представленной в американском журнале Radio News еще в 1929 г. Статья вызвала широкий резонанс не только из-за технических характеристик усилителя, исключительно высоких по меркам того времени, но и благодаря крайней простоте схемы.
    Оригинальный усилитель L-W имел частотный диапазон 50 Гц -10000 Гц по уровню -0,5 дБ без использования обратной связи - нововведения, примененного впервые всего годом ранее. Успех этого усилителя, кроме того, был обязан и приличной выходной мощности в 3 Вт. Подобная схема быстро завоевала популярность у любителей, а также была замечена производителями, которые стали изготавливать, как законченные конструкции, так и наборы "собери сам" (kit).
    В первоначальном варианте схемы L-W использовался тетрод 224 (предшественник 24-ой) во входном каскаде, и триод 250 (предшественник 50-й) - в выходном, при этом общее усиление достигало 50 дБ. Наша конструкция основана на триодных каскадах и обеспечит подходящую величину усиления для большинства стандартных источников.
    Мы понимаем, что построение усилителя на основе схемотехники 60-ти летней давности многим из вас может показаться странным, но это схема и по сей день обеспечивает непревзойденное качество воспроизведения музыки. Популярность схемы L-W очень велика среди японских аудиофилов и конструкторов и даже во Франции аудиофилы-безальтернативщики, весьма высоко ценят такие усилители за их музыкальность. По данным Jean Hiraga одного из европейских адептов этого типа усилителей, примерно 30% самодельных конструкций японцев в 70-80-ых годах были основаны на схемотех-нике L-W.
    Монофонический вариант этого усилителя длительное время работал в домашнем комплекте аппаратуры одного из авторов. Он был собран для того, чтобы слушать музыку, а не для представления другим конструкторам, как законченное устройство. Наш усилитель имеет ряд специфических черт. Он сконструирован таким образом, что может работать с лампами различных типов при минимальных изменениях в схеме. Это требует специальной намотки анодного и накального трансформаторов. В большинстве же случаев усилитель проектируется под определенный тип ламп. И далее его не беспокоят.
    Существует ряд кандидатов для работы в выходном каскаде. Мы решили не использовать такие знаменитые триоды как Mullard РХ4, Telefunken RE/604, Mazda РРЗ/ 250, Western Electric 275A и т.д., имеющие весьма высокие звуковые качества, но которые сложно найти.
    Есть значительное число более доступных ламп, как то: 2АЗ, 6АЗ, 6B4G (различаются между собой только напряжениями накала и цоколями), VT52, 300В, 842, 10, 10Y, 801А (последние три - различные варианты одной лампы), 45 и 50. Первые пять из этого списка отличаются низким внутренним сопротивлением (700-800 Ом) и хорошо работают при сопротивлении анодной нагрузки 2,5 кОм. Остальные требуют более высокого сопротивления нагрузки.
    В целом конструкция выходного трансформатора тем проще, чем ниже его сопротивление по первичной обмотке. Иными словами, при одинаковом качестве трансформаторов, цена их ниже при меньшем сопротивлении по первичке (даже у трансформаторов от одного изготовителя). Принимая это во внимание, мы решили остановиться на лампах с малым внутренним сопротивлением.
    Старые американские лампы 45 и 50 обеспечивают высокое качество звука, но их очень трудно найти. Работа ламп китайского производства несколько хуже, но их легко достать, поскольку они производятся до сих пор.
    2A3: имеются два варианта -относительно редкий одно-анодный и более известный двуханод-ный. Последний, по сути, представляет собой два запараллеленных триода в одном баллоне. Одноанодные 2АЗ выпускали Fivre и Brimar. Эти лампы отличаются большой воздушностью, гармоничностью и детальностью звука. Средние и высокие просто превосходны, а бас основателен и хорошо артикулирован. Это, действительно, один из самых музыкальных триодов прямого накала.
    Версия Fivre наиболее известна из двух вариантов одно-анодных 2АЗ. Она обладает сложной структурой катода, состоящего из 12 параллельно соединенных нитей, которые закреплены на прямоугольной раме. Некоторые считают, что прекрасным звучанием лампа обязана именно этой конструктивной особенности. Кстати, Telefunken RE604 имеет такую же конструкцию катода и является единственным триодом, способным достичь высот одноанодных 2АЗ Fivre.
    Многое из вышесказанного нельзя отнести к двуханодным версиям этой лампы: малейшая разность двух половинок, составляющих лампу, намного ухудшит звук - бас менее основательный, проработка перспективы на высоких слабее, детали не настолько сфокусированы. Короче, лампа чуть менее благозвучна.
    Однако, и в этом случае, результаты будут много лучше тех, что можно получить, например, от КТ88, 6550 или EL34 в триодном включении (псевдотриоде). Двуханодные 2АЗ легкодоступны и по сей день производятся в Китае. Звукового различия между старыми западными образцами и современными китайскими практически не найдено. Номинальная выходная мощность составляет 3,5 Вт.
    6АЗ - Идентична 2АЗ, за исключением напряжения накала в 6,3 В, вместо 2,5 В. Существуют одноанодные варианты, как стрые американские, так и современные российские.
    6B4G - Идентична 6АЗ во всем, кроме октального цоколя, вместо 4-х штырькового Х4. Существует только в двуханодном варианте и до сих пор производится в Китае.
    Далее...

 

Информация