Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

В середине 20-х мировой радиопромышленности настоятельно требовалась лампа с высоким коэффициентом усиления и низкой проходной емкостью, способная работать на радиочастотах. В лаборатории EMI / Marconi Osram был разработан первый пентод и назывался он DF 51. В 1932г. российские потребители буквально взмолились перед "Светланой": Разработайте и выпустите двухсетку с бариевым катодом для питания от сухих элементов. Что и было выполнено в том же году.
    Что же сейчас? Ситуация повторяется с той лишь разницей, что отечественные производители полностью ориентированы на зарубежный рынок.Внутреннего спроса нет и не предвидится (по их просвещенному мнению),а тот невеликий ассортимент, который ими выпускаем нынче, итак находит покупателя. Не у нас, а там , далеко... Все как всегда. Гром пока не грянул.
    Помните наше обращение в прошлом номере к отечественным производителям с предложением сотрудничества? Так вот, следует признаться честно - это оказалось им абсолютно ненужным. То есть конечно мы встретились с разработчиками на "Светлане", представили свои мыслишки по модификации существующих и разработке новых, но ... никакой реакции и внимания. А ведь лампы нужны не только отечественным любителям,они могли бы стать ходким товаром "за бугром" и тем самым принести немалую прибыль неблестяще чувствующим себя производителям.
    Заодно мы выяснили, что специфики применения звуковых ламп разработчики не ведают и видимо, не желают ведать. Им же хуже!
    Итак, что же предлагалось?
    1. В СССР была в свое время мощная лампа, не уступающая ничем 300В. Называлась она сначала МС-3, затем М-457, потом ГМ57 и наконец приобрела вполне бытовую маркировку - УБ180. Прямой накал, оксидное покрытие катода, Uн=4 В, Iн=2,1 А, мощность на аноде 50 Вт, m = 9 и Ri=1,6 кОм. Характеристики на Рис.1. Вполне реально было бы перевести лампу на октальный цоколь только не с гребешковой ножкой*, а с обычным донышком, как у EL34, 5881(6ПЗС-Е), 6550 и др. Причем цоколь применить от 6550 (с диаметром 43мм), на который можно поставить баллон тоже солидных размеров. Он вполне подойдет от 6550, либо несколько большей высоты. Чем не альтернатива 300В российской разработки? Один существенный минус - внутреннее сопротивление вдвое больше, чем у "трехсотки". Есть над чем подумать...
    2.Если вы считаете 300В самой бескомпромиссной лампой всех времен и народов, то это не совсем верно. В довоенные и послевоенные времена те же английские фирмы - MOV (Marconi Osram Valve ), GEC (General Electric Company - England), Mullard,Mazda, а также Siemens и Telefunken выпускали лампы Da, Ed (Siemens),DA30, DA60, DA120, PX 4 (Marcony),PX 25 (Ever Ready) и т.д. по параметрам и звуку ничуть не хуже, чем 300В.Для справки: после того как трехсотка утратила значок WE (Western Electric) и стала производиться под маркой головной компании AT&T, назначение ее было вовсе не для звука. Она уходила на склады Пентагона для ламповых стабилизаторов напряжения. В звуке за нее работали прекрасные европейские лампы. Так вот, баллоны у них были прямые, цилиндрические, не похожие на "кобру" трехсотки. Поэтому мы предложили "втащить" 300В в баллон 6550 с родным октальным цоколем. На нем найдутся лишние ножки для вывода средней точки. То, что баллон выдержит максимальную мощность анода 45 Вт + тепло накала (5В х 1,2 А = 6 Вт) сомнений не вызывает. Такой же баллон рязанского триода 572 выдерживает более 100 Вт. Делается это не ради внешнего вида. Во-первых, при одинаковой цоколевке с 6B4G (6-ти вольтовый аналог 2АЗ), вышла бы очень неплохая замена на триод более мощный. Вопрос с совместимостью напряжений накала технических проблем не представляет (погасить лишние 1,6 В балластным резистором). Во-вторых, появляется возможность более жесткого закрепления в баллоне, применив слюдяные держатели от той же 6550. В-третьих, втискивать электродную систему в такой баллон куда проще, чем манипулировать с коброй, хотя прямого отношения к потребительским свойствам это не имеет. А вот дешевле, следовательно - доступнее из-за упрощения операции, лампа стать вполне может.
    3.Наконец, всем известен лучевой тетрод, применяемый для строчной развертки в устаревших телевизорах - 6П45С. Его аналог Telefunken EL509/6KG6 очень популярен в усилителях. Кстати, Тим Паравичини (E.A.R. England) опубликовал схему KITa в Sound Practices на EL509 и производит их большим числом под названием YOSHINO 859 (раскачка выходной лампы происходит по второй сетке). Лампа имеет два недостатка: 1)подвод опасного анодного напряжения к макушке баллона; 2) цоколь Magnoval, требующий применения хрупкой и достаточно дефицитной 9-ти штырьковой панельки.
    В первую очередь мы предложили убрать анодный вывод вниз, на донышко. Выводы в основании (очень мощные и жесткие, гораздо лучше по качеству, чем у EL509, обеспечивают высокую жесткость закрепления электродной системы и минимальное число переходов) перевести на геометрию Octal, а затем на них посадить все тот же октальный цоколь. Контакт штырей Magnoval и трубчатых штырей Octal осуществлялся бы пайкой, либо сваркой, при том, что они и так входят друг в друга внатяг. (см. рис).
    Кроме этого предлагалось удалить камерный анод, который снижал динатронный эффект, но попутно ухудшал линейность лампы. Лампа, очень похожая на 6П45С, но обладающая несомненно более высокой линейностью, выпускалась под названием 6П42С.По качеству исполнения, среди доступных советских/российских,она могла бы считаться №1. Рамочные сетки, и первая и вторая, обеспечивают небывалую симметричность по обеим сторонам катода. При этом они гораздо меньше "микрофонят"; наконец, в триодном включении лампа имеет очень низкое RI-500 Ом при мощной эмиссии катода. То есть,по нашим понятиям, лампа 6П45С имеет реальные перспективы для работы в звуке.
    Думаете это все? Если выбор ламп для входных каскадов достаточно широк (одна 6922 чего только стоит, скоро обещает появиться ЕСС83 с высоким анодом, точная копия Milliard CV4004 и др.), в лампах для выходных каскадов тоже недостатка не наблюдается, а вот настоящей драйверной лампы, как не было, так и нет. Ранее в СССР производились триоды прямого накала УО-104, ТО-143, ПО119. Характеристики УО-104 и ТО-143 на Рис.2. У нас в редакции даже есть образцы, по которым было установлено, что лампы прекрасно работают в качестве драйвера. Однако восстановить оснастку будет нелегко, а то и просто нерентабельно.
    Для порядка и экскурса вкратце осветим положение дел с драйверными лампами. Из того, что производит/производила Россия: 6Н8С (6SN7),6Н23П-ЕВ (6922,6DJ8), 6Н6С (вполне адекватная замена 5687, но "фирма" имеет накал 12,6 В), 6С19П (очень малое усиление m = 2,5), 6С15П /6С45П (довольно мощные лампы по току, но имеют узкий раскрыв анодной характеристики, то есть полезность большого m = 50 под большим вопросом). И, наконец, очень привлекателен лучевой тетрод в триодном включении - 6П41С. Кабы он еще выпускался, то был бы первым кандидатом в "чистые" триоды для драйвера. На Западе, кроме 5687 и 5842 (точный аналог 6С45П),имеют хождение в качестве драйверных 6FQ7/6CG7, ЕСС80/Е80СС, 6072/12АY7/6Н4П. Бывает дело и до 6N7(6Н7С) доходит. Верно, лампа хорошая, только любит она работать в "правом" режиме и внутреннее сопротивление Ri=7,5 кОм, при соединении обоих триодов в один, все таки велико для идеальной драйверной лампы.
    Так или иначе, все перечисленные лампы в "чистые" драйверы не годятся, не ставить же вместо них УО186 или 6С4С, в самом деле! Справедливости ради, стоит упомянуть лампу 6BX7-GT, весьма точно соответствующую требованиям драйверной лампы. Применялась она в усилителях кадровой развертки , имела обычное октальное оформление и два триода в одном баллоне, что для двухтактного усилителя только плюс. Может где-нибудь в древних фирменных телевизорах ее и можно откопать. Только, кто же будет держать такой TV, сейчас все больше Samsung да Sony, а они, как известно, сделаны из единого куска кремния. А пока что, буржуям ничего не остается, как использовать лучевые тетроды и пентоды в триодном (и в штатном тоже) включении. Nobu Shishido в своем экзотическом усилителе WAVAC 805 на вестерновских триодах 805 использует в качестве драйверов 6L6, Golden Tube - EL34,для раскачки 300В. Самый убойный вариант драйвера - 300В, правда "трехсотка" и раскачивает не менее достойную - 845 (Marantz Project T1).
    Вот тогда наше внимание привлекли новые лампы, производимые на "Светлане" - EL34 и 6L6. Что если заставить их работать триодами, причем не "псевдо", когда вторая сетка подключена на анод, а настоящими, 3-х электродными лампами? Для этого требуется удалить экранные сетки и лучеобразующие пластины. Просто их оборвать и не подключать вовсе нельзя, так как наведенный на них заряд (причем переменный от величины тока анода и потенциала на нем)будет вносить непрогнозируемое влияние в работу триодной системы. Лампа EL34 внешне выглядит предпочтительнее, так как имеет эффективную поверхность анода большую, сравнении с 6L6, и катод ее имеет гораздо большие размеры, чем у "классика" американской ламповой промышленности. Такое сочетание способно обладать низким внутренним сопротивлением и высокой эмиссией на пиковых сигналах. Не следует забывать, что и мощность на аноде у EL34 все таки на 3 - 5 Вт выше, чем у 6L6, а в штатном (пентодном) режиме, максимальное значение напряжения на аноде 800 В (чемпион среди бытовых ламп). С таким напряжением Ua без проблем можно получить 400 В р-р. Этого достаточно, чтобы раскачать любую доступную лампу,будь то ГМ70, 211 либо 845 и SV572-3. Конечно, у ныне издаваемой EL34 проблемы есть, и перед тем, как пытаться сделать ее триодом, невредно заранее их предвидеть. Скорее всего они проявятся в виде большой емкости Сс-к и Сс-а (входная и проходная емкости), прежде всего из-за больших размеров катода и эффективной площади анода. Расстояние от анода до сетки велико, что даст при той же густоте сетки небольшой коэффициент усиления, а он нужен порядка 8-12. При высокой конструкции электродной системы, а она гораздо выше, чем у 6L6, появится особая забота с жестким закреплением внутри баллона.Однако, при указанных уровнях сигнала, "микрофонить" такая конструкция вряд ли будет, по крайней мере, уровень паразитной модуляции будет весьма мал.
    Далее...

 
 

Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором

 

Nobu K.Shishido, Glass Audio Vol.9/97

Минуло только три года с момента появления моей статьи «Transformer Coupled WE-300B, Single-Ended Amp» (GA 1/94), которая, я полагаю, стала первой по данному типу усилителя в этом журнале. Как я был поражен, увидев череду однотактников на зимней выставке WCES'96 в Лас Вегасе, где прежде героями ходили транзисторные монстры. Мне трудно было поверить, что американские аудиофилы способны воспринять DHT-SE* ничтожной мощности даже после того, как издатель Glass Audio Эдвард Делл (Ed. Dell) подбил меня написать что-либо об audio в Японии и особенно об однотактниках.

Мне известно, что Jean Hiraga**, живший в Японии одно время, в своих статьях защищал японский audiocraib — DHT-SE и рупорные громкоговорители. Сейчас он работает во Франции и в Европе его деятельность довольно популярна. Но в Америке? Стране гигантских мощностей и гигантского всего остального. Я был крайне скептично настроен. Однако, реакция читателей на мои письма в GA заставила внонь обратиться к теме, что именуется мистическим японским аудиосообщестзом. Сама выставка WCES'96 и многочисленные ревю о DHT-SE в журналах убедили меня в том, что тема однотактников воспринята в Америке с энтузиазмом, запредельным для моего понимания. Только теперь я исполнен вдохновением большим, чем когда-либо, писать об однотактниках.

Улучшений 300В SE усилитель

Я спроектировал и построил усилитель на 300В с межкаскадным трансформатором в конце 70-х и полагал, что поставил точку в моих бесконечных играх с 300В. Однако, я ошибался. Выходит, что для улучшений еще остался запас. На рис. 1 дана схема моей новой улучшенной версии, включая все изменения, внесенные мной в первоначальную, опубликованную в GA 1/94. Наиболее значительным изменением было удаление конденсатора между первым каскадом и драйвером. Возможность прямой связи в предыдущих каскадах оправдывает значительную выгоду от применения межкаскадного трансформатора. Из-за того, что резистивное сопротивление первички IT (Interstage Transformer) мало, мы без усилий получаем высокое напряжение питания на аноде драйвера. Его хватает, чтобы и на катоде оно было столь высоким, чтоб управляющую сетку непосредственно соединить с выходом каскада усиления напряжения. При этом еще остается достаточная разница между анодом и катодом, чтобы драйверу работать в подходящем режиме.

Второе улучшение: схема SRPP входного каскада, главным образом отвечающего за усиление напряжения. Это позволило исключить большое сопротивление в аноде, потенциальный источник ухудшения звука.

Теперь я могу честно признаться, что не знаю, почему схема с межкаскадным трансом звучит лучше, равно как не знаю, почему сопротивление порядка нескольких десятков кОм на пути сигнала способно ухудшать звучание. Ведь восточная культура тем и отличается от западной, что мы менее расположены добиваться ответа на «почему это так работает», чем найти, что это вот работает, а вот это — нет. Другими словами, восточная культура более склонна к эмпирике, нежели к аналитическому изучению.

Хорошим примером здесь является китайская медицина, которая работает, но при этом не сходится с западной научной аналитической медициной. Мы не восприняли бы так однотактники, если б необходимо было перед тем «научно» объяснить их феномен. Однако, я не хочу, чтобы это понималось как то, что мы не желаем знать, почему так происходит. В связи с этим я глубоко признателен Reid'y Welch'y за попытку объяснить, почему межкаскадный трансформатор так работает (см. статью в GA «Driving the 300B» в 1/96). Это и есть прекрасный пример взаимосвязи двух культур.

Межкаскадник можно и подешевле

Мне известно, что многих любителей смущает запредельная цена межкаскадного транса Tango NC-20, который я использую. С этой целью я публикую информацию об альтернативных изделиях японского происхождения.

Таким можно считать Tango NC-16. Если вы соедините параллельно обе первичные обмотки, он будет держать ток 30 mА и импеданс первичной обмотки 2,6 кОм — вполне нормальный для 6F6 в триодном включении. Вы можете также включить параллельно вторичные обмотки, при этом получить трансформацию 1:2 и расширить диапазон. Можно их соединить последовательно и добиться увеличения напряжения в 4 раза, но при этом диапазон станет несколько уже. Стоимость NC-16 вдвое меньше цены NC-20.

Вы также можете использовать Tamura A-342. Для всех межкаскадных трансов Tamura характерно одно слабое место — суженный частотный диапазон, обычно от 30-50 Гц до 15 кГц,хотя качество их в этом диапазоне нареканий не вызывает. Другой их недостаток в том, что они довольно габаритны. Зато они выигрывают по цене. Помните, однако, что качество выходного трансформатора вместе с межкаскадным столь же важно, как и качество ламп. Потратьте на них столько, сколько сможете себе позволить, и лишь потом думайте об экзотических резисторах с конденсаторами. Их вы можете заменить позже, когда будут деньги.

Уменьшение искажений находится в противоречии с мощностью на аноде.

TABLE 1
WE-300B OPERATING CONDITIONS AND PLATE EFFICIENCY
PLATE VOLTAGE (V)GRID BIAS (V)PLATE CURRENT (mA)DC INPUT (W)LOAD RESISTANCE(Om) POWER OUTPUT (W)SECOND HARMONIC (dB)THIRD HARMONIC (dB)PLATE EFFICIENCY (%)
200-42306,02,0k3,0203150
200-39408,02,5k2,6263633
200-375010,02,5k2,5304525
250-55307,52,0k4,9182766
250-65307,54,5k3,2274043
250-524010,03,0k4,0263340
250-505012,52,5k4,4263036
250-486015,02,0k4,7263331
250-486015,02,7k4,1304627
250-458020,01,5k5,0264126
300-654012,02,5k6,7203056
300-635015,02,0k7,2212048
300-635015,03,0k6,1263741
300-616018,02,4k6,6263737
300-616018,03,4k5,6304431
300-588024,01,7k7,5263731
350-765017,53,6k7,8263846
350-765017,55,0k6,2304536
350-746021,02,0k10,2213049
350-746021,3,0k8,3263840
350-746021,04,0k7,0304433
350-718028,02,2k9,6263938
400-914016,05,0k8,4263763
400-895020,03,0k11,5213168
400-695020,04,0k9,4253847
400-876024,03,5k10,5263844
400-676024,05,0k8,3304636
400-648032,02,5k12,5253739
MAXIMUM OPERATING CONDITIONS
450-1044018,06,0k9,5263653
450-1025022,55,0k10,7273946
450-1025022,56,5k9,0304540
450-1006027,04,0k12,5263846
450-1006027,05,5k10,1304437
450-978036,02,0k17,8213040
450-978036,03,0k11,5263732
450-978036,04,5k11,5314532

Существует два пути уменьшения гармонических искажений в триодных однотактниках. Один из них — увеличение нагрузки в анодной цепи. Как видно из табл. 1, при тех же значениях Ер (напряжение на аноде) и Iр (анодный ток без сигнала) и, следовательно, при той же мощности на аноде, мы получим меньшие искажения при увеличении сопротивления нагрузки R(, правда ценой максимально возможной выходной мощности. То есть, полезная мощность в нагрузке снизится.

Положим, к примеру, рабочие условия для 300В: Ep=350V, Ip=60mA. Тогда мощность на аноде равна 21 Вт. При RL = 2 кОм в выходном сигнале содержится -21 дБ (около 10%) второй гармоники и -30 дБ (около 3 %) третьей гармоники при максимально возможной мощности 10,2 Вт, когда заметно клиппирование входного сигнала или отсечка выходного (либо оба условия выполняются одновременно). Если мы возьмем нагрузку RL = 3 кОм, то вторая гармоника будет равна —26 дБ (5 %), третья равна - 38 дБ (1,3 %), то есть вполовину меньше, чем было с нагрузкой в 2 кОм. Но мощность теперь уменьшилась до 8,3 Вт. Когда же возьмем RL =- 4 кОм, гармоники станут еще ниже: вторая -30 дБ (около 3 %), третья -44 дБ (около 0,6 %), а мощность упадет до 7 Вт. Так как кривые искажений для каждой RL пойдут параллельно друг другу в координатах выходной мощности,до определенного предела, мь могли бы ожидать дальнейшего снижения искажений при увеличении RL (в области мощностей ниже предельных). Но опять таки ценой падения максимально возможной мощности, которая соотносится с мощностью рассеяния на аноде. (Здесь принят термин эффективность анода, представляющий отношение выходной мощности к мощности, рассеяной на аноде — примечание Ред.).

При 2 кОм мы получим эффективность анода 49 %, при 3 кОм — 40 %, и при 4 кОм 33 %. То есть, имеем своеобразный обмен полезной мощности (падающей) на затраты энергии (растущие), нужно лишь определиться с подходящей нагрузкой для каждой конкретной цели.

В данном случае табл. 1 показывает, что наивысшее значение эффективности анода достижимо при следующих режимах: Ер = 250 V, Iр -30 mА, Ед = -55 V (сеточное смещение) и RL=2 кОм. При этом максимально возможная мощность в нагрузке — 4,9 Вт. Эти данные взяты из оригинальных материалов Western Electric, служащих для облегчения выбора режимов при определенной конструкторской задаче.

Вторым путем уменьшения искажений является метод их компенсации. То есть, гармоники, порожденные драйверным каскадом, должны быть уничтожены гармониками от выходной лампы. Об этом писал Reid Welch в другой статье «Harmonic Cancellation Improves the SE Amplifier» (GA 4/96). Этот метод уже давно используется среди японских строителей SE усилителей.

Старейший коммерческий усилитель, который мне запомнился (в конце 60-х) использованием компенсации на 300В, производился маленькой компанией с названием «Gallery Q». Наиболее подходящей драйверной лампой для этой цели являются лампы, применявшиеся в телевизионных приемниках для кадровой развертки: 12ВН7, 6АН4 и 6СК4. Они спроектированы специально для того, чтобы их искажения компенсировали (или полностью подавляли) нелинейность по вертикали в старых телевизионных трубках.

К примеру, когда «трехсотка» раскачивается через RC-цепь лампой 6АН4 при следующих режимах Ер = 400 V, Еg = -82 V, Iр= 82 mА (мощность на аноде 33 Вт) и RL = 3,5 кОм, то гармоники таковы — 0,35% (1 Вт), 1% (8 Вт), 2 % (10 Вт) и наступает клиппирование на 12 Вт при 6% искажений. Эффективность анода —37%. Значения искажений до предельной мощности в 12 Вт гораздо меньше, чем в случае, когда механизм компенсации не использовался. При тех же режимах — 0,8 % {1 Вт), 3% (8 Вт), 4% (10 Вт) и те же 6 % в точке клиппирования — 12 Вт. Сам по себе механизм компенсации не способен отодвинуть пределы клиппирования или отсечки при данном режиме, хотя может существенно снизить искажения при подходе к этой точке. То есть, при данном уровне искажений, достижима большая мощность, как было отмечено ReicToM Weich'eM во второй статье — весьма успешный пример другого метода уменьшения искажений.

Некоторые ошибочные понятия

Вывод R. Welch'a о том, что межкаскадный трансформатор должен инвертировать фазу сигнала, к сожалению, ошибочен***. Полярность не должна быть перевернута, если трансформатор используется нормальным образом: начало (или конец) первички подключено к аноду драйвера,начало (или конец) вторички — к сетке выходной лампы. Но не наоборот! То есть, не путать начала и концы обмоток, подключенных непосредственно к лампам.

То, что он считал нормальным соединением, на самом деле; являлось инверсным включением (возможно напутал начало и конец обмотки во вторичке), так как 2 % гармоник при 2 Вт — слишком много для 300В в тех режимах, которые Reid описал. Как видно из рис. 2,искажения 300В при 2 Вт выходной мощности чуть больше 1 % и никогда не достигают 2 % (2 Вт), пока какие-либо детали, включая лампы, не окажутся негодными. Либо это ошибка в схеме, как в случае с перевернутыми выводами у межкаскадного трансформатора.

Одно предостережение: лампа с зеркальной характеристикой передачи относительно выходной, не обязательно является лучшей по звуку. Хотя я не могу указать на серьезные результаты исследований, подтверждающие мою веру, я с крайним недоверием отношусь к тому,что кто-либо способен отметить разницу между 0,35 % и 0,8 % искажений на 1 Вт, или 1 % и 3 % на 8 Вт (рис. 2), когда доминируют гармоники низких порядков, главным образом вторая. Внимательное прочтение труда Russell'a Harnm'a «Tubes vs. Transistors — Is There an Audible Differences?» поддерживает эти сомнения. Мои эмпирические поиски подтверждают, что природа и качество элементов — ламп, трансформаторов и т. д. или комбинация их — создают более значительную разницу по звучанию, нежели формальное отличие в % искажений. Я нахожу, что слишком часто люди отмечают различия, имея тому причиной лишь величину гармоник.

Другая незначительная ошибка в статье R. Welch'a требует уточнения. При расчете мощности рассеяния на аноде в отсутствие сигнала (при усилении в классе — А), Е измеряется между катодом и анодом лампы. Тогда, в моей старой схеме за 1/94 Е должно быть равно 365 V (445-30) при токе Iр= 90 mА, что означает мощность рассеяния 33 Вт. При произвольном выборе точки максимальных искажений в 5 % на 10 Вт выходной мощности, эффективность анода моей 300В равна 30 %, не 25 %, при этом она не «шипит» на максимуме рассеяния 40 Вт.

По этой же теме, трехсотка г-на Welch'a (при правильном соединении межкаскадного трансформатора) работает с гораздо большей эффективностью анода, чем он представляет. Полагая, что его измеренное значение Ер от анода до «земли» равно 420 V при напряжении автосмещения в 70 V, действительное значение Еp=350V. Тогда при Iр =80mА, мощность на аноде равна 28 Вт. Это соответствует эффективности анода в 45 %, что при 5 % искажений (12,5 Вт) является одним из высочайших значений эффективности, реализуемых на 300В.

Из-за пары различий между старой схемой и представленной вновь, значения напряжений и токов, указанных в схемах, отличаются друг от друга. Сначала я использовал кенотрон 5U4GB довольно старой конструкции (года выпуска) и получил 470 V DC (выпрямленных) при подаче 450 V (переменного). Новый кенотрон 5U4GB позволил поднять выпрямленное напряжение до 500 V, так что мне пришлось включить последовательно резистор 100 Ом в цепь питания, чтобы сохранить нужные +470 V. Кроме того, в прошлой 300В эмиссия была выше, чем у средней по характеристикам лампы и я получил Iр = 90 mA при тех же Ер и резисторе в катоде (автосмещение). Значение Iр = 80 mA в новой схеме ближе к стандартному значению. Если захотите, можете работать и без резистора 100 Ом в цепи анодного питания, только следите, чтобы мощность рассеяния на аноде 300В не превышала предельно допустимых 40 Вт.

References
1. JAES,Vol21,No4, pp267-273;Перепечатка в GA 4/92, стр. 16-19, I 23-26 и 42.

Тонкости SE конструирования

1. Используйте выходные лампы с током в аноде большим, насколько возможно. Мне нравится использовать 300В с анодным током около 100 mA, что придает звучанию большую телесность и богатый бас. Однако, я особенно не усердствую, так как 100 mA являются почти предельным током для трехсотки (при указанных напряжениях на аноде), а мне бы не хотелось сокращать жизнь моих дорогостоящих 300В. Вместо них я использую модуляторный триод 801А с 90mA и Ер = 220 V и межкаскадным трансформатором. Это позволяет мне выжать 7 Вт мощности.

Вы бы удивились звучанию, которое дает этот триод при питании низкое Ер/высокий Iр, в сравнении с: обычно применяемым высокое Ер/ малый Iр. Когда лампа работает при отрицательных смещениях на сетке с Iр = 30 и Ер = 600 V, возможно получить 3,8 Вт с вялыми серединой и басом, характерными высокими, которые я называю «жестяными». Когда же я включаю в другом сочетании, звучание представляет собой сочетание лучших качеств двух великих ламп, при том, что звучат они совершенно отлично друг от друга — триоды 45 и 50. У 45 — свежие, ясные высокие, у 50 — мощный бас. Звучание 801А трансформируется в то, что я называю «супер 50».

2. Те же самые принципы применимы к лампам входных каскадов. Ничего необычного в том, что мой усилитель может состоять из выходных ламп во всех каскадах, то есть 6BQ5 (ЕL84/6П14П) в триодном включении по входу, 45-й триод в качестве драйвера, на выходе — модуляторный триод 800. Или так: триод WE437A**** по входу, усилителем напряжения, 6L6GC в триодном включении — драйвером, раскачивающим 805-й модуляторный триод. Это оттого, что указанные пампы работают с большими токами. Если вы используете лампы, предназначенные для усиления напряжения, выбирайте те, у которых выше крутизна, больше анодный ток и, как правило, низкое внутреннее сопротивление — рецепт лампы с хорошей звуковой сигнатурой. Лампы, подобные 12АХ7/6Н2П, работающие при токе менее 1 mA и Ri порядка нескольких десятков кОм, в моем выборе стоят последними.

3. Проектируйте свою схему таким образом, чтобы импеданс нагрузки на аноде был раз в 5, предпочтительно в 10 раз, выше внутреннего сопротивления источника.

4. Внимательно отнеситесь к нормированному напряжению электролита, шунтирующего катодный резистор, если вы считаете, что этот конденсатор ухудшает звук. Если конденсатор нормирован на 16 V, то есть в десяток раз больше, чем напряжение смещения, то как раз это может быть причиной ухудшения звука. Конденсатор хорошего качества с напряжением 6,3 V или 4 V может решить вашу проблему.

5. Конденсатор может изменить звук в хорошую или плохую сторону в зависимости от применяемого типа или вашего вкуса, вне зависимости от того, со смещением по постоянному напряжению он включен или без оного. Испытайте и то и другое, выбирайте, что вам больше подходит. Типичный случай — включение RIAA цепочки в корректоре, которую можно включить до и после разделительного конденсатора.

6. При подходящем смещении постоянным напряжением хороший электролит может «звучать» так же, даже лучше, чем пленочный конденсатор. Это означает, что вы можете использовать электролиты в качестве переходных емкостей (разделительных, проходных), что сэкономит вам место и деньги, когда требуется конденсатор довольно большой емкости, порядка 3-10мкФ. Следите, чтобы применяемые конденсаторы имели очень маленькую утечку на постоянном напряжении.

7. Не применяйте маленьких емкостей для шунтирования больших электролитов, не выбрасывайте денег на ветер.

8. Если вас не устраивает мощность усилителя на вашей прямонакальной лампе в SE включении, попытайтесь реализовать SEPP (Single-Ended Push-Pull), используя межкаскадный трансформатор, как фазоинвертор. На Фото 2 показаны мои последние усилия по созданию концепта SEPP на 45-х триодах, с гипертрофированными выходными трансформаторами, так,что их пришлось эвакуировать с основного шасси. Не требуйте от меня копий этой схемы, я пожалуй опубликую ее в будущем, но не сейчас.

Замечания по компенсации и искажениям

Поговорим о тонкостях проекта усилителя R. Welch'a на 417A/NC20/300B (417 — драйвер, NC20 — межкаскадный транс, 300В — выходной триод). При взгляде на линию нагрузки 417А открываются некоторые интересные моменты(заметьте, что на приведенных рисунках точка нулевого потенциала на сетке драйвера обозначена звездочкой).

В обоих случаях линия нагрузки практически горизонтальна, благодаря очень большому импедансу со стороны сетки 300В, пересчитанному в цепь первичной обмотки NC20. Однако, в момент, когда в цепи сетки 300В течет ток, нагрузка в аноде 417А различна для случаев рис.а и рис.b.

Для случая а, описываемого в статье R.W, линия нагрузки испытывает загиб (в анодно-сеточных координатах), когда на аноде 417А напряжение высоко. Благодаря своему низкому внутреннему сопротивлению R. = 1,8 кОм, лампа действительно способна «качнуть» трехсотку в режим А2 на коротких всплесках сигнала. При таких условиях тандем 417А/300В будет испытывать клиппирование на разных половинках сигнала, напоминая тем самым работу двухтактного усилителя. Я не сомневаюсь, что выбором подходящей рабочей точки 417А, можно без труда настроить схему 417A/NC20/300В на симметричное ограничение сигнала. А вот амплитуда сигнала на аноде драйвера до момента клиппирования частично зависит от выходного сопротивления источника (предусилителя, CD проигрывателя и пр.), от его способности отдавать неискаженный сигнал на сетку драйвера (или входной лампы); так что симметричность будет обусловлена взаимодействием источника и усилителя.

Иная ситуация в случае высоких искажений,когда одновременно обе лампы начнут работать с сеточными токами. Картина искажений достаточно сложна, так как от выхода до входа путь для сигнала крайне низкоомный. В таком случае ограничение сигнала абсолютно асимметрично и требование низкого выходного импеданса реализовано только на одной половине сигнала.

Малое смещение на сетке 417А (2 V или около того, по моим расчетам) усугубляет искажения. Действие контактной разности потенциалов начинает проявляться при -0,2-0,5 V для большинства ламп, через сетку начинает течь малопрогнозируемый по величине ток, определяемый в свою очередь загазованностью лампы, вторичной эмиссией и прочими факторами. Это мало касаемо 6SN7 (6Н8С) и мощных ламп со смещением на сетке -9 V и более, но весьма ощутимо для ламп с высоким m и смещением -1 -2 V.

Поэтому, когда выходная лампа и драйверная клиппируют одновременно,ток в сеточной цепи драйвера может вызвать непредсказуемое поведение предусилителя. Вообразите себе некий стабилитрон, включенный между предом и колонками, скачком опрокидывамый в проводящее состояние. Думаю, что большинству предусилителей это не понравится. Ламповые предусилители с катодным повторителем на выходе и разделительным конденсатором (микрофарад этак в 5) будут просто в шоке, когда емкость в 5 мкФ «выплюнет» свой заряд на вход усилителя мощности, а ОС попытается скомпенсировать (некоторое время) выброс на его выходе.Если это произойдет, можно попрощаться с ВЧ головками!

Столь пристальное внимание к фазировке трансформатора впрямую соотносится с положением линии нагрузки драйверной лампы; рабочая точка на ней играет определяющую роль в стабильности и клиппировании всего усилителя.

Случайно ли, либо осознанно, но Reid нащупал в своих поисках случай наихудшего стечения обстоятельств, которые способны повредить источник сигнала или, в лучшем случае, «отравить» звук: перевернутая фазировка межкаскадного трансформатора, когда все лампы клиппируют на одной полуволне, т. е. — одновременно.

Для двухтактных усилителей, с их обычной RC связью между каскадами, это условие не работает, так как поворот фазы происходит автоматически от каскада к каскаду, а оба плеча усилителя надежно изолированы друг от друга.

Однако, при трансформаторной связи оба драйвера раскачивают выход одновременно. Поэтому, чтобы избежать наихудшего сценария, описанного выше — все лампы клиппируют одновременно, крайне желательно, чтобы драйвер имел запас по амплитуде раскачки над выходной лампой. То есть, выходная лампа может влететь в ограничение по входу (за счет превышения потенциала сетки выше нуля, или из-за отрицательной полуволны, закрывающей лампу), но драйвер при этом должен иметь неискаженный сигнал на выходе (headroom driver — амплитудный запас драйвера).

С точки зрения максимального запаса, двойной триод 5687 (6Н6П) выглядит предпочтительнее, так как при I0 = 23 mA Ua = 180V имеет Ri около 2 кОм, подобно 417 А (только вместо усиления 43, имеет m = 16). Разница в том, что минимальное анодное напряжение (начало резкого роста сетки) для 5687 равно 61 V, а для 417 А оно равно 85 V (при условии, что рабочий режим у обеих Ua = 180 V, Iр =23 mA, в нагрузке — межкаскадный транс). Так что, 5687 имеет максимальную амплитуду сигнала на 24 V больше; ни 6SN7(6Н6С), ни 6J5 (6С2С), ни почти любая другая не достигают столь низкого значения на аноде при указанных условиях. В обратную сторону, на увеличение анодного напряжения, триод может работать вплоть до электрического пробоя между электродами. Так что, при напряжении питания +240 V и токе покоя 30 mA на каждую половинку, в схеме с межкаскадным трансформатором 1:1 в двухтакте 5687 способна выдать 250 V RMS — это на 6 дБ выше, чем требуется для раскачки пары трехсоток. Конечно, экстремальным решением будет использование пары же 300В в качестве драйверов, как это делают наши друзья в Японии. Это позволит снизить искажения до 2 % при 115 V RMS, достаточных для полной раскачки 300В, вплоть до клиппирования. С учетом того, что 2 % искажений в драйвере достались ценой $ 12000, то бескомпромиссный подход «Общества г-на Сакумы» (Sakuma Society). В оценке качества станет для такого изделия очень серьезным экзаменом.*****

Как всегда, единственный путь узнать истину, это построить аппарат, измерить его, а потом слушать.

Lynn T. Olson редактор ж. Positive Feedback

От редакции

В этом же блоке приведено письмо R. Welch's. Оно скорее характера извинительного, нежели полемического. При этом он бросает блестящее замечание:

— ...доминирующая 2-я гармоника в однотактных усилителях порождает интермодуляционные искажения f/MDJ. Они могут раз в 5 превосходить уровень обычных гармонических, в зависимости от сложности музыкального сигнала. Когда я не улавливаю искажений второго порядка, я все-таки определенно слышу /MD.

— ... индивидуальная восприимчивость к IMD очень различна. В соответствии с Radiotron Designers Handboock (4-е изд.), заметность этих искажений на слух снижается с расширением полосы воспроизведения. На стр. 609 приведены итоги тестов, проведенных Олсоном. Субъективные прослушивания однотактного 3-х ваттника на 2A3 с полосой до Т5 кГц дали следующие результаты: только ограниченное число слушателей указало на заметность 0,75 % обычных гармоник. Большинство тренированных ушей отметило порог в 1,8 %, как терпимый. Заметное проявление искажений было на уровне 2,5 %. Эти открытия очень интересны, особенно в контексте заявлений современных адептов SE (исходящие не от г-на Shishido), что уровень искажений однотактников реального значения не имеет...

* DHT-SE — Directly Heated Triode Single Ended, по-русски будет звучать, как Однотактники с Прямонакальными Выходными Триодами.

** Журналист франко-японского происхождения, редактор французского журнала для творческих аудиолюбителей. Вкратце о нем было в номере 2 «ВЕСТНИКА».

*** R. Welch менял фазу сигнала путем простой перемены выводов на вторичной обмотке. При этом, как он отмечал, происходило резкое сужение полосы и уменьшение мощности. Прим. Ред.

**** WE 437A по отзывам специалистов, является едва ли не лучшей лампой, спроектированной на WE для усиления сигналов в трансокеанских линиях связи. Характеристики, подобные 437А имеют WE417А/5842/6С45П. Основное отличие их от оригинала — значительно меньший ресурс и проявление микрофонного эффекта. Качеством, весьма сходным по звучанию, обладают 6СЗП/6С4П. Прим. Ред.

***** Не скрываемая желчь в сторону SS, где бытует мнение, что едва ли можно что-то дельное реализовать при стоимости аппарата менее $ 10000 - Прим. Ред.

 

Вестник А.Р.А. №4

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Хай-Тек Секьюрити предлагает по выгодным ценам камеры видеонаблюдения купить со склада в Москве.

Труба нержавеющая 12х18н10т

 

Это интересно

В номере 1/95 Рик Берглунд опубликовал интересную статью об измерениях OPT (output transformer)1. Как разработчик широкополосных выходных тороидальных трансформаторов (компания Plitron, серия PAT) 2,3, я был рад появлению столь весомого материала, где указаны инструменты оценки. Я испытал его методы и нахожу, что они оправданы и надежны. В его статье содержатся также важные положения, которые, я полагаю, требуют особого внимания:
    «Трансформатор с наименьшим значением тока и наиболее прямой линией зависимости тока от поданного напряжения, даст наименьшие искажения по басу... Трансформатор с высоким значением индуктивности первички не обязательно даст минимум искажений по отношению к трансформатору с меньшей индуктивностью... Высокоиндуктивный трансформатор может обладать весьма нелинейной зависимостью тока от напряжения.»
    Что все это означает? Что происходит в выходном трансе? Как и почему он искажает поданный на него сигнал? Как можно избежать этих искажений? Какой процент искажений плох? С этими вопросами я и приступил к измерению индуктивности вторичной обмотки.
    На рис. 1 (из статьи Берглунда) представлена схема измерений. Напряжение частотой 20 Гц или 25 Гц подано на выводы 0-8 Ом. Первичная обмотка остается разомкнутой, поэтому, соблюдайте осторожность, так как напряжение на ней может оказаться очень высоким. Результаты измерений Берлунда сведены в табл. 1; я же привел эти значения в виде графиков на рис. 2 и добавил измерения на тороидальном РАТ4006. Правда частота была не 20 Гц, а 25 Гц, с тем чтобы уравновесить условие измерений, так как вторичка у Т4006 рассчитана на 5 Ом против 8 Ом в образцах Берглунда.
    Графики имеют ощутимые различия и причина тому в разных конструкциях и применяемых материалах. Минимальные значения тока указывают на максимальную индуктивность. Из-за того, что точек измерения недостаточно, кривые представлены довольно грубой аппроксимацией, поэтому я увеличил число измеряемых точек и представил РАТ4006 на рис. 3. Из графика видно, что поведение Is/ Vs (индекс S — secondary, относится к вторичной обмотке. Прим. переводчика) подобно прямой линии в очень широком диапазоне. Очевидно это удовлетворяет требованию, выведенному Берглундом в статье. Однако, линейность может быть выражена языком аналитическим, то есть, более детально: при абсолютной линейности, отношение Vs/ Is в любой точке , должно быть величиной постоянной (рис. 4). При том, что индуктивное сопротивление со стороны вторички велико, очевидно явное отклонение от прямой линии. В соответствии с этим, в определение Берглунда о линейных свойствах трансформатора я внес бы дополнения: линейность характеристики 4 (VJ может быть рассчитана как импеданс вторички Zs = Vs/Is(Vs).
    Что же представляет собой отклонение от прямой линии значение индуктивного импеданса, и чем это вызвано? Чтобы ответить на этот вопрос , мы должны исследовать поведение материала сердечника. Из рис. 4 явно следует, что девиации вызваны эффектами, происходящими в железе и ничем иным. Чтобы нащупать их, я изобразил эквивалентную схему трансформатора для низких частот со стороны вторичной обмотки (рис. 5). Ris — активное сопротивление меди вторички. Потери в железе на гистерезис и вихревые токи представлены Rc Третий элемент в схеме — индуктивность вторичной обмотки. Чтобы формализовать реакцию этой цепочки, я намеренно исключил влияние потерь в железе, которые заметно проявляются только при насыщениии . На средних уровнях мощности соотношение Vs/Is от частоты выглядит так:
    Величина активного сопротивления измеряется просто, тогда можно вычислить значение Zs для любой частоты (естественно Vs/Is должны быть измерены по схеме на рис. 1).Результаты представлены графиком на рис. 6 , тогда как на рис. 7 приведен график индуктивности со стороны первичной обмотки, вычисленной по известной формуле: Lp=Ls х (Np\Ns)2. Np и Ns означают число витков в первичной и вторичной обмотках соответственно.
    Из графика видно (равно как из расчетных значений), что величина 4 непостоянна. Так как Ris очень мало (0,18 Ом), кривая зависимости 4 от напряжения на вторичке будет повторять ход кривой Vs/Is . Вот теперь мы с полным правом можем задаться вопросом более предметным: что же заставляет изменяться индуктивность вторички?
    Когда ток проходит по виткам катушки на сердечнике, он образует магнитное поле и частицы (или группы частиц, называемые площадками Вейсса, в просторечии — доменами) начинают разворачиваться и сдвигаться (эффект магнитострикции). И чем легче они разворачиваются (затрачивается меньшая энергия), тем выше плотность магнитного потока в сердечнике (индукция). Тем самым магнитное поле сильнее влияет на разворот всех доменов в одном направлении. Их подвижность и соотношение ориентированных площадок к развернутым произвольно выражается относительной магнитной проницаемостью mr . Чем выше это значение, тем сильнее реагирует сердечник на поле, созданное вторичной обмоткой.
    Все изменения в ориентации доменов порождают сложные частные магнитные взаимодействия площадок между собой, приводящие к специфическому шуму на концах обмотки. Оно имеет название «эффект Баркгаузена» и его величина зависит от качества используемого железа. Важным критерием при выборе материала сердечника является малость эффекта Баркгаузена. В результате mr, влияет на величину и нелинейность Ls:
    где m0 = 4m х 10-7, Ns — число витков вторички, А — площадь сечения магнитного сердечника, lm — длина средней магнитной линии в сердечнике. Последние имеют размерность метра.
    Для формулы 3, в применении к выходному трансформатору, все составляющие постоянны, кроме mr . Так как mr оценивает подвижность магнитных частиц в материале сердечника, то открытие самой подвижности (факт научный) и может служить дальнейшим объяснением нелинейного поведения mr . При насыщении сердечника, все домены развернуты Е; одном направлении и не могут развернуться куда-либо, для занятия более «лучшего» положения. Соответственно магнитная проницаемость mr почти равна нулю. При очень малых уровнях намагничивания, взаимодействие полей внешних и полей собственно доменов таково, что возникает равновесие, и это позволяет удерживать домены в первичном состоянии. Опять mr невелико (начальная проницаемость). Где-то между этими двумя крайними точками способность к движению у доменов оптимальна, тогда и mr достигает максимального значения. Это находит отражение на рис. 6 и рис. 7.
    Представьте теперь, что указанная подвижность является главной причиной того, почему энергия (звуковая) из выходных ламп может быть трансформирована в энергию излучения громкоговорителя. После этого станет понятно — трансформатор очень «непростое» устройство и поведение его далеко от линейного.
    Сравните сложность процессов (их нелинейность) в трансе с работой лампы, чей анодный ток подчиняется четким и простым правилам, или взять транзистор, где существуют чисто логарифмические соотношения. Они просты и очевидны в сравнении с OPT (outpirt transformer). Тогда отчего же не выбросить его вовсе? Да оттого, что на самом деле он не так плох как кажется и звучит просто здорово. Я попытаюсь объяснить это, рассмотрев присущие ему нелинейности.
    В начале возьмем для рассмотрения двухтактную схему, стандартно изображенную на рис.8. Каждая лампа в плече имеет эффективное сопротивление (внутреннее) rP. Вторичка ОРТ подключена к громкоговорителю с импедансом ZL. Положим, что сопротивление нагрузки независимо от частоты и постоянно. На стороне первичной обмотки оно приобретает величину Raa, равную почти 2 кОм для РАТ4006. На рис.9 показан низкочастотный эквивалент этой цепи со стороны первичной обмотки.
    Выходные лампы здесь заменены источником напряжения с последовательно включенным резистором 2 х rP (В этой дискуссии я опускаю активные сопротивления проводов обеих обмоток, так как влияние их на нелинейность минимально). Теперь наш усилитель начал работать и между анодами на сопротивлении Raa появилось переменное напряжение, а значит потек переменный ток по цепи на рис.9.
    Ток, проходящий через индуктивность порождает магнитное поле, которое в свою очередь создает напряжение на концах вторичной обмотки ОРТ. Но если Lр (в силу уже известных нам причин) непостоянно, то и ток испытывает искажения. А вот напряжение на выходе, будет ли оно иметь те же искажения? Природа искажений была исследована Dr. Partridge'M . На рис. 10 показаны результаты его измерений на сердечнике с 3,5 % содержанием кремния. На ординате отложены искажения по току в процентах, по абсциссе — ппотность магнитного потока, то есть индукция в теслах (Тл). ( Плотность магнитного потока есть число магнитных силоных линий, проходящих по сечению с площадью А.) Кривые на графике означают соответственно 2-ю, 3-ю, 5-ю гармоники соответственно.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1