Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Описываемый усилитель рассчитан на работу с акустическим агрегатом, в котором применяются 16 громкоговорителей типа 1ГД-9, соединенных между собой последовательно. Максимальная мощность усилителя—около 20 Вт при коэффициенте нелинейных искажений не более 1,5%. Потребляемая мощность — 200 вт. Частотная характеристика усилителя на уровне 1 дБ начинается с 40 Гц и, в зависимости от качества монтажа, может простираться до 60 кГц и выше. Такая широкая полоса пропускания объясняется отсутствием в усилителе выходного трансформатора.
    Усилитель может быть выполнен как в виде единой конструкции, так и в виде двух блоков: предварительного усилителя на лампах Л1 и Л2 и главного усилителя на лампах Л3—Л8 (рис. 1). В обоих случаях блок питания монтируется отдельно.
    Первый каскад усилителя, выполненный на левой половине лампы Л1 (6НЗП), представляет собой катодный повторитель. Применение катодного повторителя облегчает включение корректирующих элементов с небольшим полным сопротивлением. Корректирующие элементы для различных источников программ включаются после катодного повторителя. Второй каскад усилителя работает иа правой половине лампы Л1 и является обычным каскадом усиления напряжения.
    Третий каскад усилителя, выполненный на пентоде 6Ж2П, имеет частотнозависимую отрицательную обратную связь. Переменные сопротивления R8 и R11 являются регуляторами уровня низших и высших частот. Диапазон регулировок на частоте 50 Гц составляет ± 18 дБ, а на частоте 15 000 Гц — ±21 дБ.
    Четвертый каскад представляет собой фазоинвертор с катодной связью. Величина сопротивления R19 через которое осуществлена эта связь, выбрана достаточно большой, чтобы обеспечить хорошую симметрию усиления обоих каскадов фазоинвертора.
    В усилителе осуществлена глубокая отрицательная обратная связь путем подачи напряжения с делителя R34, R35 на правую сетку лампы Л2 (6Н1П). Глубина обратной связи регулируется изменением сопротивления R35 и составляет около 26 дБ. Благодаря катодной связи напряжение обратной связи передается также и на левую управляющую сетку Л3.
    Следующий двухтактный каскад, собранный на лампах 6П6 (Л4 и Л5), усиливает напряжения до величины 75 В. Однако для возбуждения ламп выходного каскада требуются неодинаковые напряжения. Для верхних (по схеме) триодов необходимо напряжение 75 В, а для нижних — 31 В. Это объясняется тем, что верхние триоды работают с нагрузкой в катоде, а нижние — с нагрузкой в анодной цепи. По этой причине у лампы Л5 напряжение снимается не с анода, а с части анодной нагрузки (R29).
    В оконечном каскаде работают двойные триоды 6Н5С (6Н13С). Смещения на управляющие сетки этих ламп подаются с делителей: R26, R27 и R31, R32, R33. Переменное сопротивление R32 служит для симметрирования выходного каскада.
    Уровень фона в усилителе (без проведения специальных мер борьбы с фоном) примерно равен — 50 дБ. Благодаря наличию в блоке питания конденсатора С26 уровень фона зависит от полярности включения усилителя в сеть.
    Акустический агрегат состоит из двух ящиков размерами 1000×700×430. В каждом ящике установлено по 8 громкоговорителей 1ГД-9, соединенных как уже отмечалось последовательно. Фронтальная доска ящика имеет толщину 25 мм и склеена из фанеры (рис. 2). Усилитель и акустический агрегат соединяются гибким проводом длиной 12—15 м.
    Налаживание усилителя начинается с подгонки режимов ламп по таблице 1.
    При налаживании выходного каскада к выходу усилителя подключается вольтметр постоянного тока, а в разрыв одного из проводов «+140» или «—140» — включается миллиамперметр на 500 мА. С помощью переменного сопротивления R32 добиваются симметрии выходного каскада, т. е. отсутствия показания вольтметра. Миллиамперметр при полной симметрии должен показывать 270 мА. Если миллиамперметр покажет больший ток, то сопротивление R26 нужно взять несколько меньшей величины, и наоборот. В процессе наладки выходного каскада могут быть несколько изменены также и сопротивления R31 , R33.
    После подгонки статических режимов ламп производится регулировка чувствительности усилителя с помощью сопротивления R25. Для этого на вход усилителя подается переменное напряжение 75 МВ частотой 800—1000 Гц, регулятор громкости устанавливается в положение максимальной громкости, а к выходу усилителя подключается эквивалент нагрузки (сопротивление 100 Ом на 20 Вт) и ламповый вольтметр переменного тока. Сопротивление R25 нужно подобрать такой величины, при которой вольтметр покажет 45 В.
    После этого проверяют работу регулятора тембра.
    Если весь усилитель монтируется на одном шасси, то подвал шасси необходимо разделить экранирующей перегородкой так, чтобы с одной стороны находились лампы Л1 и Л2 с их деталями, а с другой стороны — остальные узлы схемы. При плохой экранировке, а также при близком расположении входных и выходных цепей усилителя может возникнуть самовозбуждение на высоких частотах.
    Далее...

 
 

Акустические измерения в практике радиолюбителя

 

При изготовлении и налаживании всевозможных радиотехнических устройств измерениям отводится почетное, а порой и основное место. Современный радиоприемник, любительский передатчик, магнитофон и даже самый простой усилитель НЧ трудно наладить без измерительной аппаратуры. Если электро- и радиотехнические измерения достаточно хорошо освоены большей частью радиолюбителей-конструкторов, то методика акустических измерений и необходимые для этого измерительные приборы еще не стали достоянием радиолюбителей и даже в производственной технологии не всегда широко и надлежащим образом применяются. Поэтому довольно часто отлично выполненная и налаженная радиотехническая часть устройства, имеющая достаточно высокие параметры, работает па акустическую систему, выполненную вслепую.

В радиолюбительской литературе обычно все параметры приводятся только для радиотехнической части, кончая выходными зажимами усилителя, с рекомендацией типа громкоговорителя, предусмотренного для работы совместно с этим усилителем. При этом совершенно забывается, что параметры громкоговорителя обладают большими разбросами, а иногда радиолюбители применяют громкоговорители, параметры которых совершенно неизвестны. В настоящее время в связи с широким применением акустических агрегатов, систем объемного и псевдостереофонического звучания акустические измерения приобретают все большее значение. Их внедрение в практику даст возможность создания установок, объективные свойства которых могут проверяться и отлаживаться целиком по звуковому давлению. Это, несомненно, приведет к значительному повышению качества звуковоспроизведения. Громкоговорители всех видов, а также агрегаты, характеризуются рядом параметров, определяющих их качество и эффективность работы. Основными из них являются: номинальная мощность, среднее звуковое давление (чувствительность), диапазон и степень равномерности частотной характеристики, допустимые нелинейные (амплитудные) искажения, направленность излучения и входное сопротивление.

Наиболее просто может быть измерено входное сопротивление и этим измерением не следует пренебрегать. Знать достаточно точно это сопротивление нужно для того, чтобы правильно согласовать его с выходным каскадом усилителя НЧ, а при работе нескольких громкоговорителей всех их между собой, а также с разделительными звеньями (фильтрами) в случае двухполосных систем и агрегатов. По частотной характеристике входного или полного электрического сопротивления громкоговорителя можно определить основную резонансную частоту подвижной системы, а также качество ее подвеса.

Измерения частотной характеристики проводят на низших частотах в диапазоне от 20 до 500—1000 Гц через 5 — 10 Гц вначале диапазона, затем через 50—100 Гц (смотря по ходу характеристики) при подведении к громкоговорителю небольшого (около 1 В) напряжения от генератора звуковой частоты (ЗГ). Измерения могут быть проведены либо по методу вольтметра-амперметра (рис. 1а), где сопротивление рассчитывается по закону Ома, либо по методу замещения с помощью магазина сопротивлений (рис. 1б). В последнем случае величина дополнительного сопротивления r должна быть в 10—20 раз больше максимальной ориентировочной величины внутреннего сопротивления, измеряемого громкоговорителя. Величину сопротивления R подбирают такой, чтобы показания вольтметра были одинаковы в обоих положениях переключателя.

Изобразив результаты измерений в виде графика (рис. 2), можно узнать частоту собственного резонанса по положению пика, а качество подвеса по ходу графика. Острый одиночный пик и ровный ход характеристики говорят о хорошем упругом подвесе, а волнистость и двугорбый лик указывают на малую упругость подвеса, способность к дребезжанию, перегрузке и т. п.

Измерения по методу вольтметра-амперметра

Рас. 1 Измерения по методу вольтметра-амперметра

 

Для соблюдения единства акустических измерений и испытаний, а также для эффективного контроля качества выпускаемой промышленностью аппаратуры, разработаны и введены в действие Государственные стандарты на методы акустических испытаний радиовещательных приемников (ГОСТ—5881—51) и методы электроакустических испытаний микрофонов и громкоговорителей (ГОСТ—7323—55).

 

Результаты измерений

Рис. 2 Результаты измерений

 

Акустические испытания должны проводиться в специально приспособленном заглушённом помещении, обладающем хорошей звукоизоляцией от внешних шумов, которые могли бы исказить результаты измерений. Такими помещениями — звукомерными камерами — обладают далеко не все промышленные предприятия, выпускающие электроакустическую аппаратуру, тем более недоступны они радиолюбителям. Однако если не претендовать на точность, а ограничиться только некоторыми ориентировочными сравнительными измерениями, позволяющими судить лишь о порядке величин,— можно проводить их и в обычном помещении.

Для проведения акустических измерений необходимо иметь звуковой генератор, ламповый милливольтметр и измерительный микрофон. Блок-схема (рис. 3) прибора, служащего для измерения звуковых давлений, весьма проста. Он состоит из микрофона (М), измерительного усилителя (У), измерительного прибора (И). Параметры микрофона должны быть стабильными, а размеры его небольшими, чтобы не искажать звукового поля в месте, где измеряется звуковое давление. Большие размеры микрофона будут вызывать значительные погрешности измерений на высших частотах. Чувствительность микрофона должна быть достаточно высокой, а частотная характеристика широкополосной и равномерной. В радиолюбительской практике можно применить отечественный динамический микрофон МД-35 или МД-35А. Параметры этого микрофона следующие: рабочий диапазон частот 50—10000 Гц с неравномерностью ±4 дБ, внутреннее сопротивление 250 Ом, средняя чувствительность на номинальной нагрузке, равной внутреннему сопротивлению, порядка 0,18— 0,2 мВ/бар. Размеры микрофона: диаметр 50 мм и длина 97 мм. Частотная характеристика этого микрофона изображена на рис. 4 (сплошной линией), там же для сравнения дана характеристика (пунктиром) высококачественного конденсаторного микрофона.

 

Звуковой генератор, ламповый милливольтметр и измерительный микрофон

Рис. 3 Звуковой генератор, ламповый милливольтметр и измерительный микрофон

 

Вместо усилителя и измерительного прибора можно использовать ламповый милливольтметр с чувствительностью 10—30 кВ на всю шкалу и дополнительный входной трансформатор с коэффициентом трансформации 25-50. Микрофон должен иметь длинный экранированный кабель (1,5— 2 м и больше), чтобы при измерениях его можно было расположить подальше от измерительного усилителя. Собранный измеритель звукового давления желательно проградуировать в единицах звукового давления — барах, что, однако, возможно только в специальных лабораториях. Для сравнительных оценок измерения шкалу прибора следует проградуировать в дБ.

Измерения акустических параметров необходимо производить при полной тишине, в отсутствии людей, не принимающих в них участие. Окна и двери помещения, где производятся измерения, должны быть плотно закрыты. Уровень звукового давления, который должен развивать громкоговоритель (или агрегат) во время измерений должен быть на 25—30 дБ больше, чем уровень шума в помещении.

Для снижения влияния отраженных звуковых волн, которые могут в значительной степени исказить результаты измерений, микрофон следует располагать не далее 25—30 см от основания диффузора громкоговорителя или фронтальной стороны щита приемника, агрегата и т. д.

 

Частотная характеристика микрофона

Рис. 4 Частотная характеристика микрофона

 

Чтобы представлять себе картину распределения звукового давления (так называемое звуковое поле) следует учесть, что она резко меняется в зависимости от размеров и заглушенности помещения, т. е. наличия в нем всяких звукопоглощающих материалов или предметов (ковры, шторы, мягкая мебель), а также людей. На рис. 5 показана запись воспроизводимого громкоговорителем уровня звукового давления в узком диапазоне частот в гулком помещении (рис. 5а) и в заглушённой комнате (рис. 5б). Разница в числе и глубине провалов и пиков — очевидна. Кроме того, на низших частотах частотная характеристика звукового поля зависит от места расположения громкоговорителя в комнате. Это показано на рис. 6, где кривая «а» относится к громкоговорителю, установленному в углу прямоугольного помещения, «б» — в середине стены на уровне пола, «в» — в середине стены на уровне ее высоты.

 

Запись воспроизводимого громкоговорителем уровня звукового давления в узком диапазоне частот

Рис. 5. Кривая «а» вверху, кривая «б» — внизу

 

Из сказанного выше следует, что при измерениях следует строго придерживаться первоначального размещения и не менять в процессе работы расположения, как измеряемого объекта (агрегат или громкоговоритель в щите и т. п., так и всех предметов и вещей в комнате).

Измерение частотной характеристики громкоговорителя производится согласно блок-схемы (рис. 7).

Контроль с помощью осциллографа (О) поможет следить за перегрузкой громкоговорителя и избежать ее. Расстояние от громкоговорителя (отмеряется от гофра диффузора) до диафрагмы микрофона должно быть 25 см. Рабочая ось громкоговорителя и микрофона устанавливается точно но одной прямой, проходящей перпендикулярно основанию диффузора.

 

На низших частотах частотная характеристика звукового поля зависит от места расположения громкоговорителя

Рис. 6 На низших частотах частотная характеристика звукового поля зависит от места расположения громкоговорителя

 

Блок-схема измерения частотной характеристики громкоговорителя

Рис. 7 Блок-схема измерения частотной характеристики громкоговорителя

 

Громкоговоритель должен быть установлен в его нормальном оформлении (ящике или щите). При необходимости предварительного контрольного испытания громкоговорителя допускается применение квадратного акустического экрана (щита) размером 600×600 мм с несимметричной установкой в нем громкоговорителя. При частоте 1000 Гц устанавливается напряжение на клеммах громкоговорителя, соответствующее 0,1 ВА, и это напряжение поддерживается постоянным на всех частотах. Измерения производятся на частотах рабочего диапазона громкоговорителя или агрегата, указанных в ГОСТе 7323—55 или в ТУ.

Результаты измерения записываются и пересчитываются относительно показания прибора на частоте 1000 Гц, которое принимается за нуль. Результаты измерения вычерчиваются в виде графика. По этому графику можно рассчитать неравномерность частотной характеристики в дБ, которая определяется как разность наибольшего и наименьшего значения. При подсчете, согласно того же ГОСТа, исключаются резкие пики и провалы, для которых отношение значения частоты к ширине пика или провала в Гц больше 10 в диапазоне до 200 Гц включительно, больше 15 в диапазоне 200—800 Гц и больше 20 в диапазоне выше 800 Гц.

Измерения двухполосных систем проводятся относительно частоты (fcp), которая рассчитывается по формуле:

 

fcp = fгp • fразд

 

где fгp — граничные частоты для низкочастотной полосы или верхняя граничная частота для высокочастотного звена, fразд — частота разделения полос.

Для удобства расчета частота fcp округляется до ближайшего значения кратного 100 или 1000.

Измерения параметров громкоговорителя можно проводить и совместно с усилителем или радиоприемником. Это особенно бывает удобно и необходимо в случае, если звуковой генератор имеет недостаточную мощность. В этом случае его выход подсоединяют к входу усилителя или к гнездам звукоснимателя приемника.

Если производятся сравнительные измерения нескольких громкоговорителей, то обработка результатов должна проводиться относительно данных для 1000 Гц одного из них, условно принимаемого за образцовый. Но переменное напряжение на звуковой катушке каждого громкоговорителя поддерживается свое — соответствующее 10% номинальной мощности и зависящее от внутреннего сопротивления громкоговорителя на частоте 1000 Гц.

Характеристика направленности громкоговорителя измеряется в пределах 180° через 15°,. измерительный же микрофон остается неподвижным. В условиях жилой комнаты необходимо иметь реальную диаграмму направленности с учетом окружающей обстановки. Поэтому следует измерять не характеристику направленности, а распределение звукового поля в помещении путем перемещения измерительного микрофона относительно громкоговорителя или агрегата по дуге с разными радиусами от 0,25 до 1 м и отмечая показания прибора через 25—30 градусов. Эти измерения следует проводить на частотах 400, 1000, 2000, 5000, 10 000 Гц. Таким путем можно найти лучшее размещение для звуковоспроизводящей системы по наименьшим отклонениям от среднего значения звукового давления.

Нелинейные искажения громкоговорителя можно приближенно оценивать с помощью осциллографа (О), включенного на выходе измерительного усилителя (см. рис. 7).

Следует указать, что в настоящее время при измерениях и испытаниях звуковоспроизводящих устройств вместо чистых, синусоидальных тонов применяют октавные полосы белого (статистического) шума. При такой замене работа Громкоговорителя приближается к реальным условиям, так как в эксплуатации он никогда не воспроизводит чистых тонов.

Дополнительную информацию можно найти здесь corporacia.ru

 

А. Дольник

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Школа Дизайна №1

 

Это интересно

В последние годы ведется интенсивная работа по созданию аппаратуры, обеспечивающей высококачественное воспроизведение звука, в том числе и усилителей НЧ. Чтобы удовлетворить требования, предъявляемые к таким усилителям, приходится вводить глубокую отрицательную обратную связь.
    Повышение глубины отрицательной обратной связи возможно лишь до определенных пределов, так как фазовые сдвиги па крайних частотах могут привести к самовозбуждению усилителя. Улучшение фазовой характеристики осуществляется путем изъятия из схем усилителя всех элементов, создающих фазовые сдвиги. Одним из таких элементов и является выходной трансформатор, и поэтому усилия конструкторов давно направлены на создание усилителей без выходных трансформаторов. При этом возможны два пути: уменьшение выходного сопротивления усилителей до 10—20 Ом для согласования с обычными электродинамическими громкоговорителями и применение высокоомных громкоговорителей.
    На рис. 1 и 2 приведены схемы усилителей с низким выходным сопротивлением. Один из них (рис. 1) выполнен по обычной схеме RC-усилителя на специальных лампах типа 6337 с крутизной 45 мА/В и внутренним сопротивлением всего 60 Ом. Выходная мощность усилителя 20 вт. при небольших искажениях и линейной частотной характеристике от 10 до 30 000 Гц. Оконечный каскад потребляет ток 0,8 А при анодном напряжении 250 В. Во втором усилителе громкоговоритель включен в катодную цепь выходного каскада, работающего по схеме катодного повторителя. Усилитель содержит 8 ламп типа 6AS7 (аналог лампы 6Н5С) и развивает мощность в 12 вт. на 16-омной нагрузке. Однако эти усилители из-за низкого КПД и необходимости применения специальных ламп распространения не получили.
    Была разработана принципиально новая схема усилителя (рис.3,а).По сравнению с обычной двухтактной схемой (рис. 3,б) в этом усилителе источники анодного питания и сопротивление нагрузки поменялись местами, причем нагрузка не имеет отвода от средней точки. Внутреннее сопротивление такого выходного каскада в четыре раза ниже, чем у обычного, так как по переменному току лампы включены параллельно. Поэтому если применить триоды с малым внутренним сопротивлением и громкоговоритель с сопротивлением звуковой катушки в несколько десятков или сот Ом, то можно обойтись без выходного трансформатора.
    Дальнейшее усовер шенствование усилителя позволило вместо двух источников анодного напряжения применить один общий источник анодного питания (рис. 4, а). Звуковая катушка громкоговорителя образует цепь отрицательной обратной связи по току для лампы Л2, поэтому напряжение возбуждения, подводимое к сетке этой лампы, должно быть больше, чем для лампы Л3. Это достигается увеличением сопротивления R1 по сравнению с R2. Кроме того, так как нагрузка имеет индуктивный характер, то ее полное сопротивление будет сильно изменяться по диапазону, поэтому параллельно нагрузке подключают корректирующую цепочку, состоящую из омического сопротивления и последовательно включенного конденсатора. Лампы 6082, примененные в выходном каскаде, имеют параметры, аналогичные лампе 6AS7, но усилитель развивает мощность в 25 вт. на 16-омной нагрузке. Глубина обратной связи 40 дБ при коэффициенте нелинейных искажений 0,4%.
    Необходимости различного возбуждения для оконечных ламп, свойственной усилителю по схеме рис. 4, а, можно избежать путем применения схемы рис. 4,6. Здесь один конец сопротивления R2 подключен к общей точке соединения выходных ламп, которые работают как катодные повторители. Так как нагрузка включена в катодную цепь лампы Л1, то на ней будет возникать напряжение положительной обратной связи, что позволит значительно уменьшить напряжение возбуждения. В оконечном каскаде усилителя включено 14 ламп 12В4, которые развивают мощность в 20 вт. на 16-омной нагрузке. При глубине отрицательной обратной связи в 48 дБ нелинейные искажения составляют 0,1%, а частотная характеристика линейна до 20 кГц.
    Необходимость создания различного напряжения возбуждения для усилителя по схеме рис. 4 не представляет серьезного недостатка, так как схема предоконечного каскада дает широкие возможности в их подборе.
    В настоящее время широкое распространение получил усилитель, схема которого приведена на рис. 5. В этом усилителе входной сигнал для верхней (по схеме) лампы всегда содержит искажения (вторая гармоника), создаваемые нижней лампой. Для компенсации этих искажений искусственно создают такие же искажения в верхней лампе путем смещения ее рабочей точки (R2 не равно R3). Взаимная компенсация искажений осуществляется в нагрузке.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1