Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Одно из самых замечательных своих открытий американский изобретатель Эдиссон сделал случайно. Он хотел исследовать работу электрической лампы и впаял в нее кусочек металла. Сразу же выяснилась удивительная вещь: через пустоту между нитью накала (волоском) и впаянным металлическим кусочком можно было пустить ток. И вслед за тем выяснилась вторая вещь, еще более неожиданная: ток можно было пустить только в одном направлении, только тогда, когда плюс подавался на впаянный кусочек, а минус - на нить накала. При обратном включении ничего не получалось. Воздух из электрической лампы выкачан почти весь. Лампа почти пуста. Как же может пустота проводить ток и почему она проводит его только в одном направлении? Ответ на эти вопросы пришел сразу: пустота оказалась не при чем. Когда лампу гасили, протекавший между нитью и кусочком металла ток сразу прекращался. Стало очевидным, что разгадку этого странного явления нужно было искать в нити накала, и разгадка быстро бела найдена. Оказалось, что когда нить накалена, мельчайшие ее частицы - “электроны” - вылетают из нее в пустоту, точно рой пчел. Эти электроны всегда заряжены отрицательно. Если впаянному в лампу кусочку металла дать положительный потенциал, они полетят к нему совсем так же, как клочки бумаги летели к натертой о волосы гребенке. А прилетая к нему, они своим отрицательным будут уничтожать его положительное электричество, и ему потребуются все новые и новые заряды с батареи. А это значит, что по цепи батареи через кажущуюся пустоту лампы потечет постоянный ток.
    Если же металлическому кусочку дать отрицательный потенциал, то ничего не случится. Он не только не будет притягивать отрицательно заряженных электронов, а, наоборот, будет их отталкивать. Никакого мостика между ним и нитью накала не получится, а ток сквозь лампу потечь не сможет. Явлению этому дали название “эффекта Эдиссона” и впаянный в лампу кусочек металла назвали “анодом”, но на этом все кончилось. Практического применения лампе с анодом найти не могли.
    Много лет спустя появилось радио. Не сразу вспомнили об эдиссоновской лампе, а когда вспомнили, применили ее вместо кристалытого детектора. Она исправно пропускала ток только в одну сторону, но была не лучше самого простого кристаллика. Особым успехом она не пользовалась. Все изменилось благодаря работам другого американца - Флемминга. Он ввел “сетку” между анодом и нитью накала и сразу произвел переворот в радиотехнике. Его лампа позволяла слушать радио на огромные расстояния и с любой громкостью. Его лампа была той самой радиолампой, что стоит в наших приемниках. Возьмите ее в руки и взгляните. Вот нить накала. Вокруг нее - сетка, спираль из тонкой проволоки, а вокруг сетки - металлический цилиндр, анод. От концов нити накала идут два провода, от сетки и анода - по одному. Все эти четыре провода выведены к ножкам на цоколе радиолампы. Та ножка, на которую включен анод, отставлена чуть назад. Это сделано для того, чтобы лампу нельзя было неправильно вставить в её панельку. Флемминг действовал совершенно сознательно. Чем дальше принимаемая станция, тем слабее её волна, тем меньше размахи переменного тока в антенне приемника, Когда они слишком малы, детектор их вовсе не принимает. Что же нужно сделать, чтобы увеличить дальность приема? Очевидно, нужно усилить колебания приходящего с антенны тока высокой частоты. А что нужно сделать, чтобы увеличить громкость работы приемника? Конечно, усилить колебания звукового тока после детектора. Откуда же взять эту недостающую колебаниям силу? Из батареи питающей анод лампы. А как это сделать? Очень просто. Если мы на сетку лампы дадим отрицательный заряд, то отрицательно заряженным электронам станет труднее протискиваться сквозь неё. Она будет отталкивать их обратно к нити накала. От этого на анод попадет меньше электронов, аноду меньше потребуется положительных зарядов с “анодной батареи”, и сила “анодного тока” сразу упадет. Если же сетку зарядить положительно, то она начнет притягивать электроны и будет помогать аноду отрывать их от нити. На ней самой останется только немного электронов. Анод всегда имеет более высокий потенциал и сильнее к себе тянет. Значит, от положительного заряда сетки электронный поток усилится, а заодно усилит и анодный ток. Но что будет, если вместо постоянных зарядов дать на сетку радиолампы колебания переменного тока? От них сетка будет всё время менять свой потенциал, а, значит, анодный ток в лампе начнёт колебаться. Описывать это долго, но это вовсе не значит, что лампа так же медленно работает, как мы, когда ее изучаем. Пришедшие на её сетку колебания она мгновенно передает в свою анодную цепь, сохраняя их частоту, но добавляя им ту силу, которую она берет от анодной батареи. Таким образом, она дает возможность создать “усилители” колебаний переменного тока. Теперь посмотрим, как усилительные способности радиолампы применяются на деле.
    Возьмем самый простой детекторный приемник, снимем с него телефон и на его место включим первичную (маленькую) обмотку трансформатора. Концы вторичной (большой) обмотки этого трансформатора соединим с сеткой и питью накала, а телефон поставим в её анодную цепь. Схема у нас выйдет, как на рисунке: Те же колебания, что прежде шли с детектора на телефон, теперь попадут на первичную обмотку трансформатора. Они, конечно, повторятся во вторичной обмотке, а с неё попадут на сетку лампы и в её анодную цепь. Значит, телефон в её анодной цепи будет передавать те же звуки, что передавал прежде, когда был включен в детекторный приемник, но звучать будет много громче и вот почему: Чем больше размах колебаний переменного тока, тем сильнее они раскачивают мембрану и тем громче звучит телефон. Повышающий трансформатор повышает напряжение переменного тока, то есть как раз увеличивает размах его колебаний. (Зато он уменьшает его силу, поэтому, включив телефон сразу за трансформатором, мы ничего бы но выиграли.) Лампа еще раз повышает этот размах и вдобавок придает переменному току большую силу. Если требуется, чтобы телефон еще громче работал, можно вместо телефона включить второй трансформатор, а за ним таким же порядком вторую лампу. В этой второй “ступени усиления” колебания приобретут еще больший размах, а телефон, включенный в анодную цепь второй лампы, так громко зазвучит, что его неприятно будет надевать на голову. Если положить его на стол, он будет играть на всю комнату, дребезжа от чрезмерного напряжения...
    Далее...

 
 

Расчет каскада с нагрузкой в аноде

 

В 3О-е - 50-е годы (прошлого века), расчет любого лампового каскада было делом совершенно плевым. Радиолюбитель или инженер шел в ближайшую (сельскую, районную, институтскую) библиотеку, брал любую книгу со словами "Усилители" на обложке, открывал на нужной страничке и считал, считал... Что из этого выходило - многие знают, взять хотя бы легендарный зенитно-ракетный комплекс С-75, до сих пор стоящий на вооружении во многих странах, и с помощью которого в Иране в 1991 г. был сбит один из хваленых американских самолвтов-"невидимок" F19 "Стэлс", несмотря на чудовищные помехи и заявленную "невидимость" для радаров. В 70-х годах из-за нашествия транзисторной микроэлектронной техники книги по лампам были убраны на дальние полки библиотек, а в 80-х - 90-х и вовсе списаны и в большинстве своем уничтожены. Сохранившиеся крохи тех колоссальных знаний "золотого века ламп" разбросаны по всей матушке-России в единичных экземплярах, и сегодняшнему самодельщику зачастую бывает сложно найти подходящую методику расчета лампового каскада.

Я постараюсь в доступной и несложной форме без теоретических "изворотов" изложить основы расчета и проектирования каскада усиления напряжения с резистивной анодной нагрузкой, а тем, кто заинтересуется теоретическими тонкостями, могу посоветовать обратиться к книге Г.В. Войшвилло "Усилители низкой частоты на электронных лампах". Копии с этой, а также многих других книг по ламповой тематике и справочные данные на лампы всех типов можно заказать в редакции нашего журнала.

Итак, реостатный каскад усиления с анодной нагрузкой...

Самым наглядным, простым и удобным, но в то же время и весьма точным методом расчета лампового каскада, является графический метод с использованием динамической характеристики (ДХ). Для лампы, работающей в усилительном каскаде ДХ -это зависимость анодного тока от напряжения на сетке при наличии сопротивления нагрузки в анодной цепи и постоянстве напряжения анодного питания. Вид динамической характеристики зависит, в частности, от характера нагрузки, но в целях упрощения будем рассматривать случай, когда нагрузка чисто активная, а скорость изменения напряжения на сетке очень мала по сравнению со скоростью протекания процессов в лампе [1].

Для расчета каскада удобнее всего использовать выходную динамическую характеристику.

Анодные характеристики 6С5

На Рис. 1 приведено семейство выходных статических характеристик триода 6С5С. Для построения динамической характеристики необходимо задать два исходных параметра - напряжение источника анодного питания и сопротивление анодной нагрузки. Напряжение анодного питания, в принципе, может быть весьма высоким, важно лишь, чтобы в рабочем режиме разность потенциалов между анодом и катодом не превосходила максимального значения, указанного в справочниках. Сопротивление анодной нагрузки определя-ется несколькими условиями: усилением каскада, допустимыми искажениями, максимальным выходным напряжением и максимальным током анода лампы.

Отложив на оси напряжений величину напряжения источника питания (А), на оси токов величину (В):

Ia=Ua/Ra      (1)

и соединив эти точки прямой линией, получим динамическую характеристику.

Рабочая точка лампы выбирается, исходя из необходимого смещения на сетке, которое зависит от требуемого неискаженного выходного напряжения. Следует, однако, помнить, что чем ниже напряжение на сетке относительно катода, тем в более нелинейной области характеристик мы работаем и тем выше искажения. Из опыта конструирования усилительной техники можно сделать вывод о минимально необходимом смещении, т.е. таком, при котором максимальная амплитуда сигнала на сетке не превысит величину Uco -0,5А.

В каскадах предварительного усиления сопротивление анодной нагрузки я, обычно, стараюсь уложить в диапазон (3-10)Rj, где Rj - внутреннее сопротивление лампы. При этом искажения не велики [1], а коэффициент усиления достаточно высок.

Каскад усиления напряжения с общим катодом и автоматическим смещением

Схема реостатного каскада на триоде 6С5С приведена на Рис. 2, а динамическая характеристика, рассчитанная для значений Ua=300 В и Ra=30 кОм, приведена на Рис. 1 (прямая АВ).

Напряжение смещения на сетке выбрано равным -4 В, при этом в точке покоя 0 ток анода равен 5,1 mА, а напряжение на аноде 147 В. Эта характеристика верна для бесконечно малых частот в звуковом же диапазоне сопротивление разделительного конденсатора Сp пренебрежимо мало (т.е. используется относительно большая емкость, иначе получите спад АЧХ на низах) и, поэтому по переменному току каскад нагружен не только на Ra, но и на параллельное ему Rc -сопротивление сетки последующего каскада. Величина этого сопротивления может быть разной (от десятков Мом для маломощных ламп до десятков кОм для мощных выходных). Его максимальная величина обычно указана в справочных данных мощных ламп и превышать ее ни в коем случае нельзя - из-за термоэмиссии сетки, нагреваемой излучением катода, может развиться лавинообразный процесс нарастания анодного тока и лампа выйдет из строя. Небольшая величина этого сопротивления снижает ЭДС термоэмиссии, не позволяя возрастать по-тенциалу сетки и, тем самым ограничивая саморазогрев лампы. Получается, что сопротивление анодной нагрузки будет равно величине

Ra~=(RaRc)/(Ra+Rc)        (2)

Поэтому для тока сигнала выходная динамическая характеристика изменит свой наклон и будет проходить через точку покоя 0 и точку D по оси напряжений. Эту точку можно определить по формуле

UaD=UaO+IaORa~       (3)

В нашем случае при Rc=100 кОм получается UaD= 264 В (прямая OD Рис. 1).

По построенной нами ДХ можно определить практически все параметры каскада:

1. Максимальная амплитуда выходного напряжения:

а. для отрицательной полуволны:

Una(-)=Ua(F)-UaO=205-147=58 B       (4.1)

б. для положительной полуволны:

Una(+)=UaO-Ua(E)=147-85=62 B       (4.2)

2. Коэффициент усиления реального каскада:

KO=(Ua(F)-Ua(E))/2UCO=(205-85)/8=5      (5)

3. Ориентировочный коэффициент 2-й и 4-й гармоник при максимальной амплитуде сигнала:

Кг=|EO-EF|/2FE=0,0312 (3,12%)        (6)

где ЕО, FO, EF - длины отрезков на ДХ [4]

4. Сопротивление автоматического смещения в катоде лампы:

Rk=Uco/Ico=4B/5.1mA=789 Om      (7)

Таким образом, имеются все исходные данные для построения каскада. Величины емкостей определяются следующим образом.

5.

Ck=(10ё100)/(2pfHRk)       (8)

где fH - нижняя граничная частота (-3 дБ)

6. Разделительный конденсатор.

Cp»1/(2pfHRcЦ(MH2 -1))      (9)

где Мн - абсолютный спад АЧХ на нижней частоте (в разах).

7. Входная емкость каскада:

Cвх=CM+CвхД+Cск       (10)

где См - емкость монтажа (обычно 10-20 пФ)

Сcк - емкость сетка-катод лампы, входная

CвхД=(1+К)Cca       (11)

Cca - емкость сетка-анод лампы, проходная

К - коэффициент усиления каскада.

По сути, мы получили полную картину работы реостатного каскада усиления на триоде.

Если в качестве усилительного элемента применяется экранированная лампа (тетрод или пентод), то порядок и принцип расчета остаются прежними. Необходимо, лишь учесть, что для работы экранированной лампы необходимо подать определенное положительное напряжение на вторую сетку. Для каскада предварительного усиления это напряжение легко подавать через резистор от источника анодного питания, рассчитав его величину по формуле:

RK=(Ua-Uc2)/Ic2      (12)

где Uс2 - напряжение на второй сетке для выбранного режима (для маломощных пентодов обычно составляет 50-150 В),

Ic2 - ток второй сетки в рабочей точке (определяется по характеристикам лампы, приводимым в справочниках).

Для правильной работы пентода напряжение на второй сетке должно быть постоянным относительно катода, но, поскольку, при изменении напряжения на аноде, ток второй сетки существенно меняется, то ее необходимо зашунтировать на землю конденсатором емкостью

Ck=(10ё100)/(2pfHRk)       (13);

Следует учесть, что формула (6) для оценки величины искажений каскада для пентода дает существенную ошибку из-за сильного отличия его характеристик от квадратичной, а поэтому расчет нелинейности следует производить методом "пяти ординат" [1], [2]. Кстати, результаты такой оценки обладают весьма высокой степенью достоверности и хорошо согласуются с многочисленными практическими данными, полученными мною.

При расчете каскада не будет излишним проверить в насколько тяжелом режиме работает лампа.

Про максимальное напряжение на аноде я уже упоминал, т.о. Uao должно быть меньше, чем Ua max, указанное в справочниках. Правда, здесь есть одна тонкость. Если в вашем выпрямителе питания применены полупроводниковые диоды, то полное напряжение питания появляется практически сразу после включения устройства в сеть. Катод лампы, в особенности подогревный, не успевает разогреться до нормальной температуры и в первый момент после включения внутреннее сопротивление лампы очень высоко. А это значит, что все напряжение источника питания будет приложено к аноду лампы, еще не прогретой. Такое "жестокое обращение с животным" резко сокращает срок службы прибора.

Поэтому, если у вас в устройстве не предусмотрена задержка включения анодного питания на 1-2 мин. после включения накала, не выбирайте анодное питание выше максимального анодного напряжения примененных ламп. Иначе, по отношению к лампам, это будет просто варварством.

Мощность рассеяния на аноде можно определить по формуле:

Pa=UaOIaO        (14)

Эта величина ни коем случае не должна превышать максимум, обязательно указываемый в справочных данных. Даже незначительное превышение ведет к резкому росту температуры анода и баллона, газоотделению из стекла и внутренней арматуры и, в результате, к отравлению катода и гибели лампы.

Желательно также проверить тепловые режимы резисторов каскада. Мощность рассеяния на анодном резисторе составляет:

PRa=IaO(Uao-UaO)        (15)

Для звуковой техники желательно применять резисторы с 2-5 кратным запасом по мощности, поскольку дополнительный нагрев увеличивает наведенный шум резисторов и нелинейность сопротивления от приложенного напряжения. Эти эффекты в наибольшей степени характерны для металлопленочных резисторов, в наименьшей - для проволочных и бороуглеродных.

Если реостатный каскад применяется в качестве драйвера для мощного выходного каскада на современных модуляторных лампах типа RB300-3CX, обладающих высокими значениями коэффициента усиления ц и крутизны S, то для оценки способности работы драйвера на сеточную цепь такой лампы на верхних частотах необходимо при построении ДХ, при расчете максимальной амплитуды выходного напряжения учесть следующее: высокая динамическая входная емкость такой лампы (от 80 до 120 пФ для различных экземпляров) создает дополнительную нагрузку для анодной цепи. Поэтому при построении ДХ следует величину Rc считать близкой к

Z'c » 1/( 2pfCВх + 1/RC )      (16)

где CВх - входная динамическая емкость мощной лампы и, исходя из этой ориентировочной величины, строить ДХ. Строго говоря, в этом случае ДХ является уже не прямой, а эллипсом и точный расчет напряжений и токов в этом случае более сложен и подробно разобран в [1-3].

Цепь питания накала ламп с катодом прямого накала

Много вопросов вызывает и определение оптимального положения рабочей точки лампы. С одной стороны, нежелательно выбирать смещение слишком большим, ибо в этом случае лампа будет работать в нелинейной области характеристик; а с другой - недопустимо, чтобы амплитуда сигнала превышала величину смещения, т.к. появляющийся в этом случае сеточный ток, сильно исказит форму входного сигнала. В то же время, линейность лампы возрастает по мере роста анодного тока или приближения напряжения смещения к О В. За исключением особых случаев, когда требуется искусственно увеличить нелинейность каскада, например, для компенсации искажений выходной лампы, я могу рекомендовать как можно меньшее смещение, но так, чтобы сеточный ток не возникал ни при каких рабочих условиях.

Цепь питания накала ламп с катодом косвенного накала при усилении слабых сигналов (10mV-2V)

Несколько слов о путях снижения фона в каскадах, накал которых питается переменным током. Существует ряд схем (Рис. За, б), предназначенных для уменьшения фона. Схема на Рис. За используется для работы с лампами прямого накала (УО186, 300В, 2АЗ. SV-572 и др.). В этом случае перемещением движка резистора (обязательно проволочного, высокого качества, ибо через него замыкается цепь сигнала на землю) добиваются наименьшего значения фона на выходе каскада.

Схему на Рис. 3б рекомендуется применять для входных каскадов, а на Рис. Зв для драйверных. При этом можно добиться напряжения фона, приведенного к сетке лампы всего 5-12мкВ, что вполне достаточно для большинства схем усилителей, (кроме RIAA-корректоров и микрофонных каскадов).

Цепь питания накала ламп с катодом косвенного накала при усилении сигналов значительной амплитуды (>2V)

И, наконец, к вопросу о смещении ламп. Существуют два способа организации смещения на сетку: фиксированное смещение, когда отрицательное напряжение заводится на сетку от отдельного источника (Рис. 4), и автоматическое, за счет падения напряжения от протекающего тока в цепи анод-катод на резисторе в цепи катода (Рис. 2). Как известно, чаще всего применяют второй способ. Он всем хорош, кроме двух моментов:

а) По сути дела, сопротивление в катоде организует местную ООС по току, снижающую усиление каскада и увеличивающую его выходное сопротивление. Иногда это бывает полезно, но далеко не во всех случаях. Кроме того, как и в любом устройстве с ОС могут (подчеркиваю - могут, но не должны) возникнуть проблемы с устойчивостью и изменением спектра вносимых каскадом искажений. Как бы широкополосна эта ОСС не была, воздействие на высшие гармоники у нее меньше, чем на низшие. Особенно это заметно в каскадах на лампах с высоким внутренним сопротивлением.

Подача фиксированного смещения на сетку лампы

б) Обычно, для снятия части проблем (снижение усиления и возрастание входного сопротивления) бедный катодный резистор шунтируют большой емкостью. Все было бы хорошо, если бы ни одна маленькая неприятность - через эту емкость протекает вся переменная составляющая тока сигнала и таким образом уйма отрицательных свойств конденсаторов преспокойно воздействует на звуковой сигнал. В том числе и поэтому господа Н. Kondo и Н. Riechert в своих конструкциях (Ongaku, Niero и т.д.) не шунтируют катодные резисторы входных ламп.

А вот способ фиксированного смещения, хоть и менее распространен (из-за неудобства, вызванного дополнительным источником отрицательного напряжения) этих недостатков не имеет. Кроме того, он позволяет в очень широких пределах менять режим работы лампы, т.е. перемещать рабочую точку по всей длине ДХ. Единственный недостаток фиксированного смещения (разумеется, кроме дополнительного источника) заключается в применении дополнительного конденсатора в цепи сетки лампы. Но ведь гораздо легче подыскать хороший конденсатор малой емкости, чем такой же по качеству - большой и чаще всего электролитический.

Это очень схематичная и краткая картина работы реостатного каскада не претендует на полноту и академичность, но и то немногое, что было сказано, убедит вас, что даже такое простое устройство несет в себе тысячи подводных камней и проблем, пренебрежение и незнание которых ведут в темные тупики аудио-ада.

В последующих статьях мы расскажем о проектировании выходных каскадов, их расчете и эскизном конструктивном расчете выходных и межкаскадных трансформаторов. Успешной вам работы.

 

Литература

    1. Войшвилло Г. В. Усилители низкой частоты на электронных лампах.

        М., Связьиздат, 1963

    2. Марк М.Г Усилители высокой и низкой частоты. Госэнергоиздат, 1932

    3. Ламповые усилители, т.1. т.2, пер. с англ. М., Советское Радио, 1950, 1951

    4. Берг А.И. Основы радиотехнических расчетов, ч.1, ч.2. Л., Изд. ВМА, 1928

 

Д. Андроников, Вестник А.Р.А. №2

 

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Информация

Ткань для штор

Услуги охраны

Сегодня все большей популярностью пользуются услуги салонов красоты, в этой связи активно развивается рынок аппаратной косметологии и оборудования для салонов красоты. Регулярно проходят тематические выставки, на которых выставляются последние достижения салонного бизнеса.

 

Это интересно

Хорошо известно, что искажения становятся менее терпимы по мере роста их порядка (3, 4), даже очень небольшая величина продуктов искажений высших порядков хорошо различима (5). Однако, когда спектр становится комплексным, влияние их на звук становится плохо предсказуемым. Спектр искажений для обывателя выглядит подобно туманным испарениям. Тем не менее, возможно разглядеть характерные особенности спектров и сделать наглядные выводы.
    В контексте данной статьи я пытаюсь измерениями не подменить прослушивание, но дать оценку и расширить диапазон измерений, имеющих корреляцию со слуховым опытом. Допускаю, что эти измерения более полезны для разработчиков, но и аudioфилы и ревьюеры смогут отыскать полезные корреляции, если осмелятся взглянуть на них. Перед тем, как двинуться в дорогу, неплохо бы окинуть взглядом перспективу данного вопроса.
    Изобретение триода, как электронной лампы, принято считать точкой отсчета современной электроники(*2). Подобно кристаллу микросхемы в наше время, триод пришпорил усилия армии физиков, химиков, материаловедов во всем мире. Новые патенты, споры за приоритеты и лицензионные соглашения все тянутся с начала века до наших дней.
    Историческая ценность триода не может быть излишне завышена. Вот как А. Харлоу описывает триод в своей книге "Old Wires and New Waves": "Для непосвященных он мало что значит, но этот миниатюрный баллончик был на самом деле "крошкой-гигантом" во всей истории и возможно, квинтэссенцией разума человеческого. Он придал невиданные мощности антеннам, а с усилением голоса человека радиотелефония стала законченным продуктом. Добавляя к одной лампе еще одну, затем еще одну, усиление росло в громадной степени - миллионы, миллиарды раз".
    Этот факт не прошел мимо Ли Де Фореста, который в 1912 г. изобрел первый в мире многокаскадный усилитель (7). Выражаясь технически, это был трехкаскадный однотактный усилитель напряжения. Усилитель едва дышал, однако, благодаря присутствию газа в баллонах. Как и большинство ученых того времени, Де Форест полагал, что молекулы газа способствуют усилению. Позднее стало понятно, что это справедливо лишь при низких анодных напряжениях. При высоких, положительные ионы препятствуют нормальной работе лампы(*3).
    В тот же год Де Форест представил свой усилитель фирме The American Telephone & Telegraph Company. Люди от телефонии заинтересовались этой новинкой, но совершенно не знали, что с ней делать. Из Чикагского университета был приглашен Harold Arnold, чтобы осознать смысл всего этого. Из теоретических работ, проведенных совместно с нобелевским лауреатом Robert'ом Millikan'ом Arnold сделал предположение, что электронный разряд способен создать электрический ток только при отсутствии ионов газа (неизвестное "голубое свечение"). Химик-исследователь living Langmuir из General Electric Company (GE) был близок к догадкам Arnold'a, предполагая чистую термоионную эмиссию, однако, вплоть до 1912 г. (появления высоковакуумного насоса) ни один не мог подтвердить это на деле.
    Вооруженный лишь собственными предположениями, Arnold создал лампу с высоким вакуумом на Western Electric - производственном отделении AT&T. Его упорство было вознаграждено - в 1915 г. состоялся выпуск триода 101В. Это был прорыв, ибо средний ресурс лампы был 4000 часов - в 10 раз больше, чем у любого предшественника (*4). С этого момента WE начала установку ламповых усилителей, работающих как "ретрансляторы" на трансконтинентальных телефонных линиях. Это было первым опытом использования электронных усилителей в коммерческих целях (8).
    В Штатах большинство пионерских разработок ламповых технологий связано с фирмами либо WE, либо GE. Наиболее сложно было откачать воздух из баллона, когда вся начинка уже была установлена, а затем "запечатать" созданный вакуум. Второй задачей было создание прочного массивного катода с высокой эмиссией. Третьей проблемой стал анализ общих характеристик триодов, чтобы целенаправленно вести разработки для различных целей (*5). После решения первых трех можно было приступить к оценке факторов, влияющих на срок жизни лампы.
    Эволюция усилителей шла параллельно разработкам новых ламп. Но она происходила только исходя из задач WE - передача голоса, либо иных сигналов на значительные расстояния, сначала по кабелю, затем по воздуху. Необходимо сказать, что усилители проектировались с минимальными искажениями, насколько возможно, чтобы чисто усиливать голосовые сигналы и затем передавать их внятно по длинным линиям.
    Следует отметить, в этой связи, сколько новшеств появилось в audio благодаря исследованиям в коммуникациях, осуществленных AT&T. К примеру, двухтактный трансформатор был изобретен в 1912 г. спустя только пять лет после изобретения триода (9). Удивительно, что это случилось в тот же год, когда Де Форест изобрел однотактный усилитель! Двухтактная схема была предложена Е.Н. Colpits'eM, главой отдела разработок на WE. Для меня остается мистикой, почему WE, имея изобретение двухтактного усилителя и владея правами на триод Де Фореста, не приступила сразу же к реализации двухтактного принципа с целью уменьшения искажений в телефонных трансляторах. Ясное дело, что эти трансляторы были однотактными. Будет неправдой, однако, заключить, что инженеры WE находили однотактники более качественными по сути.
    Далее...

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1