Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

Своему появлению на свет схема обязана моему любопытству: интересно было послушать, а как же она будет звучать. В разных источниках приводятся значительно разнящиеся мнения на сей счет, а самому слышать такой усилитель мне не приходилось, схема применяется довольно редко.
    В качестве выходной лампы я решил использовать ГУ-50, и вот почему именно ее: В основном, меня привлекала значительная мощность рассеяния на аноде, мне не хотелось использовать параллельное включение ламп. Кроме того, лампа достаточно распространена, имеет высокую надежность и в обычных двухтактных схемах работает вполне удовлетворительно. У лампы есть не то чтобы недостаток, а особенность - она хорошо работает при высоких анодных напряжениях и довольно большом приведенном сопротивлении нагрузки. В итоге, выходной трансформатор получается сложным и громоздким, схема циклотрона позволяет эту проблему обойти.
    Если обратиться к теории, то выходной каскад циклотрона представляет собой мостовую схему (рис.1), одна диагональ которой образована катодными повторителями, а другая - плавающими источниками питания. Учитывая низкое выходное сопротивление катодного повторителя и то, что относительно нагрузки лампы по переменному току включены параллельно, выходное сопротивление такой схемы стремится к тео­ретическому минимуму (для данного типа ламп). Соответственно, это позволяет существенно упростить выходной трансформатор и вообще заменить его автотрансформатором. К достоинствам схемы можно отнести и ее полную симметричность и, соответственно, малую чувствительность к шумам и помехам по цепям питания. Конечно, определенное неудобство вызывает необходимость иметь два независимых источника анодного напряжения (для двух каналов - четыре), но мне думается, что это умеренная плата за упрощение конструкции выходного трансформатора. Существует и еще один достаточно тонкий вопрос, связанный с использованием такой схемы. Достаточно много специалистов считают, что использование катодного повторителя, как каскада, охваченного стопроцентной ООС, отрицательно влияет на качество звука. Относительно малосигнальных трактов я для себя этот вопрос уже давно выяснил - увидеть или услышать отрицательное влияние катодного повторителя мне так и не удалось. А вот поведение мощного повторителя при работе на комплексную нагрузку вызывает некоторые сомнения. Честно говоря, мне так пока и не удалось получить однозначного ответа на этот вопрос. Как минимум, требуется подробно исследовать схему и с другими типами ламп, так что вопрос остается открытым.
    Усилитель имеет три каскада, не охвачен общей цепью ООС и полностью симметричен (на схеме показан вариант с несимметричным входом). Первый каскад (VL1) служит для предварительного усиления напряжения и при несимметричном входе попутно выполняет функцию фазоинвертора. Режим работы каскада задается источником тока на транзисторе VT1. Усиленное напряжение с его выхода поступает на вход драйверного каскада, выполненного на лампе VL2. Его режим также задается источником тока (VT2). В принципе, использование источника тока в этом каскаде не обязательно, но позволяет повысить стабильность работы каскада при колебаниях напряжения питания и замене лампы.
    С драйверного каскада сигнал поступает на сетки ламп выходных катодных повторителей. Выходные лампы работают с фиксированным смещением. Каждая выходная лампа имеет свой стабилизированный источник смещения, и режимы ламп задаются независимо подстроенными резисторами R22, R25. Использовать автоматическое смещение нежелательно. Вообще, вопрос организации цепей смещения в мощных выходных каскадах - тема отдельной статьи. В нашем случае (да и не толь­ко в нашем) применение автоматического смещения приводит к нежелательному сдвигу рабочих точек ламп при большом сигнале. Напряжение на экранирующих сетках ламп стабилизировано цепочками стабилитронов - VD5 - VD8. Стабилизация напряжения на экранирующих сетках и напря­жения смещения позволило обойтись без стабилизации анодных напряжений и использовать лампы в режимах близких к предельным, так как ток анода пентодов в этом случае слабо зависит от колебаний анодного напряжения. Длительные испытания усилителя показали высокую стабильность режима работы выходного каскада. Резисторы R28 и R29 предназначены для контроля токов ламп в процессе регулировки.
    Данные по трансформатору питания я приводить не буду, так как я использовал подходящий трансформатор из ряда ТА и трансформатор неизвестной породы для цепей накала и смещения. В циклотроне удобнее использовать именно два трансформатора, это упрощает организацию задержки анодного напряжения (все-таки четыре канала), а ее организовать - очень желательно. Для само­стоятельного расчета силового трансформатора прямо на схеме приведены необходимые значения переменного напряжения и действующего тока обмоток.
    Характер искажений, вносимых усилителем при разной мощности, показан на рисунках 3 ÷ 5, а его частотная характеристика на рисунке 6. Спектрограммы приведены для выходной мощности 20, 10 и 1 ватт на нагрузке 8W.
    Как вы видите, искажения, вносимые усилителем, характерны для двухтактных схем - преобладают нечетные гармоники. При максимальной мощности наблюдается появление и четных гармоник, это уже «заслуга» предварительного каскада усиления. Что меня немного удивило и не очень понравилось, это наличие высших гармоник (вплоть до девятой) малого уровня (-80  ÷ -110dB) при низкой выходной мощности. При детальном исследовании (первая гармоника подавлялась на 50dB) выяснилось, что эти гармоники присутствуют при любом уровне выходной мощности и мало изменяются по величине. Является ли это характерным именно для ламп ГУ-50 или свойственно мощному катодному повторителю, надо еще выяснять.
    Усилитель был собран на металлическом шасси, монтаж навесной, в основном, выводами самих деталей с использованием промежуточных опорных лепестков (Рис. 7).
    Использовались резисторы типа ОМЛТ, Р1-72 и ERX1S, многооборотные подстроечные резисторы типа СПЗ-39, разделительные емкости типа К73-16 (их лучше заменить на тип МКР), электролитические емкости серии ЕСA (Panasonic).
    Мощные стабилитроны установлены на небольшие радиаторы с площадью 4 ÷ 5см2.
    Требования к монтажу стандартные: питание распространяется навстречу сигналу, цепи накала разведены плотно свитым проводом, шасси заземляется в одной точке вблизи входного разъема, монтаж вытянут в линию по распространению сигнала. Резисторы R6, R7 и R17, R18 желательно подобрать парами, величина отклонения номинала от указанного значения на схеме не имеет принципиального значения.
    Подбирать лампы в выходном каскаде, в общем-то, не обязательно (представленные результаты получены для пары наугад вытащенной из ящика), другой разговор, что лампы в предварительном и драйверном каскаде желательно подобрать парными (по коэффициенту усиления) для двух каналов. Вместо ламп 6Н8С можно использовать и другие лампы, во входном каскаде можно применить 6Н1П, в драйверном - 6Н6П. Прямой замены для ламп ГУ-50 нет, можно попробовать использовать параллельно включенные лампы 6ПЗС. Но, скорее всего, потребуется скорректировать параметры выходного трансформатора.
    Далее...

 
 

Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов

 

ЧАСТЬ 1

Joe Roberts, Sound Practices, Summer 1992

 

- Я тебе как редактор редактору скажу - произнес бы при встрече Джо Робертс (Joe Roberts), когда бы мы встретились. Пока мы знакомы только заочно. Зато его audio интересы стали известны у нас, чем и рады поделиться.

 

В далекие 30-е годы американская публика в кинотеатрах познакомилась с широкополосным звуковоспроизведением. Впоследствии, приемники и проигрыватели на 78 об/м стали общедоступными, и первоначальное изумление от "говорящих ящиков" сошло на нет. Вероятно, радиоприемники тех лет звучали вполне сносно, но именно кинотеатр стал приютом первых настоящих аудиосистем.

Тогда звукотехника была на переднем крае звукоинженерии, и ведущие компании вкладывали значительные средства в исследование и развитие этой молодой и доходной отрасли. В результате кинотеатр стал ареной жесткой конкуренции среди ведущих представителей электронной промышленности, ведь оснащение Голливуда и десятков тысяч кинотеатров в стране и за ее приделами сулило большие прибыли.

Фундаментальные исследования, произведенные американскими корпорациями, подарили нам большинство базовых знаний о звуке и его восприятии. Результаты, достигнутые хорошо оплачиваемыми учеными, использовались не только в технике кино, но и при усовершенствовании систем связи и всей информационной индустрии вообще.

Двумя основными силами на рынке звукового кино в 30-е годы стали фирмы RCA ( система Photophone) и Western Electric (система Mirrophonic ). Обе корпорации разработали полные системы записи и воспроизведения звука - от микрофонов в студии до громкоговорителей на сцене. Логотипы этих фирм часто можно увидеть в титрах фильмов того периода...

В наше время поклонники старого аудио во всем мире высоко ценят оборудование кинотеатров "золотого века кино" и в "частности" Western Electric Mirrophonic. Полный комплект усилителей и громкоговорителей WE стоит примерно столько же, сколько и новый автомобиль - если, конечно, вы найдете этот комплект. Высокая цена аппаратуры Mirrophonic частично объясняется тем, что система считается редкой, коллекционной. Она, без сомнения, оказала огромное влияние на техническое развитие и общественный статус аудиотехники. Эта система пользуется популярностью как за способность обеспечивать ошеломляющее звучание, так и за свою репутацию музейной редкости.

Типовые системы для кинотеатров того периода оснащались весьма маломощными, по современным представлениям, усилителями и исключительно чувствительными акустическими системами. Зачастую в этих АС использовались электродинамические головки*, так как магнитная катушка была способна создать более сильное магнитное поле в зазоре, чем постоянные магниты тех лет. Для приличной громкости в помещении крупного кинотеатра хватало десятка ватт выходной мощности усилителя.

В системе WE Mirrophonic применялись два типа усилителей : модель 86 и модель 91. Модель 86 - двухтактный полностью триодный усилитель; в нем использовались три лампы WE262 для усиления напряжения. Межкаскадный трансформатор связывал драйвер с выходным двухтактным каскадом на паре триодов 300В. Выходная мощность - 15 Вт.

Модель 91 - однотактный, с двое меньшей выходной мощностью. На выходе - один триод 300В; в каскадах усиления напряжения использовались пентоды WE310A (2 шт.). Обе модели усилителей обеспечивали значительное ( >95 dB ) усиление, требуемое для работы со слабыми сигналами от фотоэлемента кинопроектора. Эти усилители являлись специализированными аппаратами, предназначенными для использовании в системе звукового кино Mirrophonic и обладали исключительными производственными показателями.

91-й может рассматриваться, как экономичная модель усилителя системы Mirrophonic. В нем применено минимальное количество моточных изделий ( нет переходного трансформатора и дросселей ), что существенно снижает себестоимость. Кстати, WE не продовал это оборудование, а сдавал в аренду кинотеатрам, как Ma Bell обычно сдавал в аренду телефон. К 1992 г. цены на модели 86 и 91 существенно сблизились. Поиск недорогого аудио следовало организовывать, когда WE сходил с арены озвучивания кино. Говорят, что демонтированная система продавалась владельцу кинотеатра всего за 1$ - только для того, чтобы закрыть договор аренды.

Заявленные технические данные на 91-й,по сегодняшним меркам, не особо впечатляют. В паспорте на модель, диапазон частот составляет 50Гц-8000Гц при выходной мощности 8 Вт и нелинейных искажениях в несколько процентов. Весьма скромные параметры, которые несложно превзойти в усилителях на микросхеме LM383 за пару долларов. Но, как часто бывает, параметры не скажут вам всей правды. При работе с соответствующими АС звучание 91-го просто дух захватывает. Плавный, детальный, естественный, гармонически правильный звук, богатый, но не вялый - величественное и привлекательное представление. Ну, а микросхема выдаст вам звучание, приемлемое лишь для автомобильного приемника АМ/ЧМ...

На самом деле не все оборудование WE являлось столь желанным для аудиофилов. Некоторые аппараты проектировались под уровень для озвучивания залов "бинго" - и звучали соответственно. Другие же модели усилителей и громкоговорителей "общего назначения" пользовались повсеместным успехом - от радиостанций и студий до школьных радиовещательных систем. Одно время я в своей домашней системе использовал усилитель 124-й модели (12 Вт, двухтактный на лампах 6L6) из обувного магазина в Мичигане и громкоговорители 755А из Кембриджа. Все это было довольно сложно объяснить моим клиентам, приходившим в магазин Excalibur Audio, где продавались кабели за 1000$. Забавно, но на мой взгляд, домашняя система звучала лучше, чем большинство аппаратов в магазине.

Об аппаратуре WE я в первые услышал от знакомых аудиофилов, увлеченных звуком с начала 50-х. В тот период WE был вынужден уйти из сферы торговли звуковой техникой из-за антимонопольных судебных решений. И выброшенные на рынок не реализованные громкоговорители с постоянными магнитами по сходной цене раскупили различные типы с "золотыми ушами". Эти громкоговорители можно встретить на Harvey Radio с начала 50-х. Электродинамические громкоговорители WECO высоко ценились в кругах первых разработчиков Hi-Fi. Компрессионные драйверы WE были применены в первых Klipshhorn в 1948/49 г.г. Электродинамические громкоговорители WE у себя дома применял Avery Fisher, а он, бесспорно, мог позволить себе самое лучшее...

WE достойно занимает почетное место в среде аудиофилов. И одна из наиболее интригующих и хорошо звучащих разработок WE - это, несомненно, модель 91. Если вас привлекают однотактные триодные усилители - как историческая реликвия, либо как современная концепция хорошего звука, - приглядитесь к 91-му - ведь он определяет этот стиль.

УСИЛИТЕЛЬ НА 300В

Очарование однотактных триодных усилителей покоряет сердца аудиофилов во многих странах. Эти усилители, конечно, не представляют собой основного направления в мире аудио, но их многочисленные модели можно найти и в Японии, и в Европе как в виде наборов DIY*, так и вышедших из употребления аппаратов. Рекламу усилителей на 300В можно найти в любом японском или европейском аудиожурнале.

Уже многие годы триод 300В окружен неким ореолом загадочности. Он создан в 1935 г. в лабораториях Bell Labs Record в варианте 300А. Вариант 300В отличается от А только тем, что направляющий штырек на боку цоколя развернут на несколько градусов. 300А/В разрабатывались для замены больших модуляторных триодов в изделиях звуковой техники, позволяя получать большую выходную мощность при меньших напряжениях анода и накала.

Прямой замены этому триоду с катодом прямого накала нет. По характеристикам, за исключением напряжения накала, он сходен с ранним RCA50, но существенно лучше последних по механической прочности и надежности - настоящая "рабочая машина".

Первоначально, лампы 300В предназначались для звуковой аппаратуры, но зачастую их можно встретить в регулируемых источниках питания (какое расточительство!). В усилителях WE эти лампы применяются только в моделях 86, 91, 92, и части 46-х. Единственным коммерческим усилителем на 300В, по моим данным, была модель Brook 10С, накальный трансформатор которой кроме 5В (для ламп 300В), имел отводы на 2,5В (для ламп 2А3).

С тех пор, как повсеместно запасы WECO91 были исчерпаны, и их стало сложно достать, схемы усилителей на 300В превратились в любимый объект для самодельщиков. трансформаторы для выходного каскада на 300В сегодня производятся Cary Audio, Partridge, Tango, Tamura и другими компаниями. Этими изделиями заполнилась небольшая экономическая ниша производства ламповой техники.

Кажется, что после шести десятков лет с момента появления на свет, усилители на 300В возвращаются в родные края, и различные варианты их производятся Cary Audio, a Mike La Ferve на Magne Quest/Peerles воспроизводит старые разработки и проектирует новые варианты применения этой легендарной лампы. Идея построения усилителя с выходной мощностью в пределах десятка ватт неожиданно стала захватывающим делом некоторых решительных аудиофилов.

Возможно, что эта тенденция есть дальнейшее распространение идеи "возрожденного" триода в нынешнем американском High End, наблюдаемой на примерах VTL,ARC и других фирм, производящих триодные усилители. Выпуск N_79 Abso!ute Sound отметил усилители Ongaku на 211-х триодах стоимостью 67000$. Кто следующий?*

Сначала 50-х годов и до недавнего времени ассортимент триодных усилителей был представлен в основном лишь моделями Brook 10C, Fishr 50A и Craftsmen 500.
Даже в прежние времена выходные каскады на триодах считались диковинкой. Лишь усилители Brook использовали настоящие трехэлектродные лампы 2А3 или 300В, Sun Radio CR-10 и Gjjdall ATB-3 разработанные под триоды 6B4G ( октальный вариант 2А3 с накалом 6,3 V) использовали и триоды и лучевые тетроды 6L6.

Большинство же "триодных" усилителей как раньше, так и сейчас, чтобы получить несколько дополнительных ватт выходной мощности, использовали КТ66, EL37 или подобные лучевые тетроды в триодном включении. Зачастую в пентодных усилителях есть функция создания "триодной" схемы выходного каскада путем присоединения экранной сетки к аноду через резистор в 100 Ом.

Увы, но триодные усилители, несмотря на свои технические и звуковые достоинства, не обеспечивают высокого соотношения мощность/стоимость, а ведь легче всего продавать именно мощность. По сравнению с триодом, пентод при одинаковых затратах отдает двойную мощность. В тридцатые годы триоды были вытеснены с рынка пентодами, как впоследствии в шестидесятые лампы - транзисторами. Однотактные усилители пали первыми жертвами технологий и мощностей.

Лучшие технические характеристики (или большая мощность) за те же деньги стали смертным приговором старой технологии, а субъективные оценки, осуществленные лишь для "чудаков" не могли повлиять на общую картину.

Современное high-end аудио в некоторой степени раздвигает строгие экономические рамки, но все равно и эта отрасль должна действовать в контексте увеличения предложения и прибыли, который весьма чувствителен к изменениям на потребительском рынке. Например, в 60-у годы вы могли купить лампы 6550 едва ли не в ближайшей аптеке, а выходной трансформатор в нескольких магазинах города, это как сейчас везде можно купить модную женскую футболку. А кто станет утверждать, что лампы и другие детали сегодня лучше, чем в те годы, когда в ламповую технологию вкладывали миллионы? В уходящей ламповой технологии был достигнут уровень искусства, и качество аппаратов может поставить рамки возможного в современной ламповой технике.

Сборка усилителей на 300В нигде в мире не бывает дешевой, хотя детали для них общедоступны у поставщиков электронных элементов. Сегодня цены на триоды 300В до 200$ за штуку, а комплект посредственных трансформаторов современного производства обойдется еще в пару сотен долларов. Изготовление стерео комплекта высшего качества обойдется вам в сумму немногим более 1000$. Правда, это не многие тысячи, за которые только и можно купить "родной" WE91. Хорошо еще, что в усилителе всего лишь по одной дорогой лампе на канал.

Забудьте про ценник, умеренный по современным понятиям high-end, если вы только не исходите при покупке из соотношения количества ватт на выходе к доллару. Цену за 300В сложно уместить в пределы среднего достатка, а выходная мощность вполне достаточна для одной лампы. Зато вы сможете стать обладателем лучшего 8-ватного усилителя в городе по цене скромного набора аппаратуры hi-fi.
По некоторым причинам усилитель на 300В является прекрасной конструкцией для начинающих: во-первых, это простоя схема с небольшим количеством элементов; во-вторых, нет необходимости в подборе ламп и деталей, настройке и балансировке. Стоит только измерить напряжения в контрольных точках и готово. Я знаю нескольких любителей, прежде никогда ничего не делавших, но с успехом собравших описываемый усилитель. Увлечение 300В - великая сила, которая превращает слепых последователей "Списка рекомендуемых компонентов" в бесстрашных экспериментаторов.

На мой взгляд, главное заключается в том, что если вы хотите услышать усилитель на 300В, то вы просто обязаны собрать его своими руками - и именно поэтому я также собирал его сам. Фактор увлеченности отсутствует при сборке двухтактного пентодного варианта. Я убежден, что в течении трех недель напряженного труда по сборке Stereo 70* появится значительно меньше энтузиазма.

Схема однотактного лампового усилителя на 300B
Элементы
R1 - 50K 25 BT
R2 - 270K 2 BT
R3 - 20K 2 BT
R4 - 0.88K 50 BT
R5 - 220K 2 BT
R6 - 1.2K 2 BT
R7 - 30K 5 BT
R8 - 75K 5 BT
R9 - 91K 2 BT
R10 - 390K 2 BT
R11 - 27K 10 BT
Bce 2 BT резисторы композитные (угольные) 5%
С1-С2 - 15 мкФ х 1000 в, маслонаполненный
C3 - 50 мкФ х 100 в, электролит
C4-C5 - 16 мкФ 75 в, маслонаполненный
С6 - 8 мкФ х 200 в, маслонаполненный
C7 - 0.1 мкФ х 600 в
C8 - 15 мкФ х 1000 в только маслонаполненный
Т1 - 375-0-375 в / 125 мА 5 в / 2 А
Т2 - 10 в / 500 мА
T3 - 5 в / 1.2 А
L1 - 10 Гн / 125 мА

 

WECO91

Основными требованиями при разработке 91-й модели стали надежность и ремонтопригодность Мало кому понравится, если где-нибудь в середине "Унесенных ветром" исчезнет звук. Конструкция смонтирована на прочном стальном шасси, а все провода уложены в жгут и перевязаны. Все электролитические конденсаторы имеют винтовое крепление за корпус для быстрой замены в "полевых условиях". Переходные конденсаторы - герметичные, маслонаполненные собственного производства WE. Резисторы в цепях сигнала - двухватные, композитные Allen Bradley; мощные резисторы - керамические, проволочные. Имеются приборы для контроля анодных токов предварительного и оконечного каскада. По конструкции видно, что на WE понимали толк в надежности и удобстве обслуживания. Использовать "родной" WE91 в домашней аудиосистеме весьма непросто. В системе Mirrophonic входы и выходы усилителей оформлены в виде 5-ти и 6-ти контактных ламповых панелей. Катушка электромагнита контрольного громкоговорителя используестя в качестве дросселя фильтра питания. То есть, если вы не используете соответствующий громкоговоритель, то необходим отдельный дроссель с высоким сопротивлением обмотки постоянному току (около 1 кОм), иначе питающие напряжения не будут соответствовать номиналу. Место для размещения этого дросселя на родном шасси отсутствует.

Не смотря на то, что в стандартном варианте усилитель оснащен 30-омным балансным входом, его можно использовать совместно с большинством типовых источников сигнала, подав напрямую входное напряжение на сетку лампы 310А второго каскада. При работе 91-го в домашней системе я, обычно, отсоединяю резисторы ООС, переводя усилитель в режим работы без обратной связи. Можно сделать и по-другому: заменить входной трансформатор потенциометром регулятора громкости и оставить один из резисторов ООС для уменьшения общего усиления. В этом случае будут работать оба каскада на 310А.

Как вы понимаете, перед вводом в эксплуатацию пятидесятилетнего усилителя, ему обычно требуется хотя бы частичный ремонт. Номиналы резисторов "плывут", электролитические конденсаторы "высыхают". Да и вообще "радикальная хирургия" на такой аппаратуре весьма болезненна.

Поэтому, отнесясь критически к сказанному выше, я предлагаю изготовить усилитель заново. Имеет смысл восстановить схему 91-го в более удобном виде с разъемами RCA на входе и клеммами АС на выходе, используя современные детали и исключив первый каскад усиления напряжения. "Волшебный ореол" усилителя никуда не денется. Сравнивая два аппарата, я предпочел мой самодельный - ведь в процессе изготовления вы "конструируете" и звук и внешний вид на ваш вкус.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВАШЕГО 91-го

На рисунке приведена схема, собрав которую вы, создадите усилитель по "образу и подобию" WE91. Эта схема " упрощенного WE91 ", использующая классическую схемотехнику усилителя на 300В, очень популярна во Франции и Японии. Видимо в паре 310А+300В, есть нечто, привлекающее поклонников триодных усилителей. Данная схема адаптирована для использования WE91 в домашней аудиосистеме. Исключены первый каскад и цепи обратной связи. В фильтре питания применен стандартный дроссель, а в качестве входных разъемов использованы стандартные RCA. Для своего экземпляра усилителя я подобрал классические компоненты, как с точки зрения звучания, так и философии. Резисторы - композитные, двухватные Allen Bradley и керамические проволочные. Все конденсаторы прежних лет, изготовленные до введения стандарта OSHA, улучшающего условия труда за счет упрощения технологии. Моточные изделия (силовые трансформаторы, дроссели фильтра ) - военной приемки или высококачественные общего назначения. И все это монтируется на прочном коробчатом шасси, создающим бессмертный облик "сделано в гараже".

Настоятельно рекомендую прослушивать компоненты, которые вы собираетесь применить в своих конструкциях. Это дает надежду, что готовое изделие порадует вас своим звучанием. В ходе работы вы обнаружите, что данный усилитель очень чувствителен к замене элементов и может служить хорошим "испытательным стендом " для отбраковки некачественных деталей. Кроме всего, самостоятельное изготовление хорошо еще тем, что дает возможность оптимизировать характеристики под ваш вкус в соответствии с общим характером системы.

Возможно, вы захотите идти в ногу со временем, используя стандартные металлопленочные резисторы, но я бы посоветовал еще раз послушать те самые забытые "сверхмузыкальные" угольные Allen Bradley. Как большинство триодных конструкций, этот усилитель очень "тихий" и дополнительный шум композитных резисторов, в общем-то, весьма небольшой, большинству слушателей будет просто незаметен. Лично мне не нравится "холодное" звучание металлопленочных резисторов, но, если вас оно устраивает, используйте их. В конце концов можно выбрать компоненты, которые вам более всего по душе, просто послушав несколько различных типов.

Прослушивание различных типов пленочных и электролитических конденсаторов в этом усилителе позволило мне сделать вывод о предпочтительности маслонаполненных бумажных конденсаторов Vitamin Q169P в качестве переходных между каскадами и Spague Clorinol, шунтированных полистирольными в 0,1 мкФ для катодных цепей. Если вы до сих пор не знали как звучат хорошие маслонаполненные конденсаторы, то будете удивлены, услышав их - звук исключительно плавный без малейшей зернистости. хорошая детальность, характер звука, на мой взгляд, более естественный, чем у пленочных. Да и исторически масляные конденсаторы более уместные в схеме 30-х годов разработки.

Другие конструкторы добиваются неплохих результатов с фторопластовыми конденсаторами, резисторами Vishay и иными современными "навороченными" элементами. Однако, лучший тип конденсаторов для вашего усилителя будет зависеть от типа выходных трансформаторов и громкоговорителей, а также определяться вашим вкусом. Имеет смысл перепробовать все, что доступно.

Номиналы переходных конденсаторов в моем усилителе близки к тем, что применялись в WE91. Беспокоиться о спаде характеристики на низких частотах не стоит, поскольку общий диапазон системы чаще всего ограничен громкоговорителем. В данном случае спад в -3 дБ на 12 Гц, определяемый емкостью конденсаторов в 15 мкФ в катодных цепях, значительно ниже той частоты 20 Гц, с которой обычно начинают работать выходные трансформаторы. Да и хорошие конденсаторы емкостью в 100 мкФ достаточно дефицитны.

ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ

Я использовал схему стандартного двухполупериодного выпрямителя со средней точкой и фильтр с емкостью на входе. Каких-либо особенностей схема не имеет. Ламповый выпрямитель позволяет реализовать плавный подъем напряжения анодного питания. Таким образом вы сбережете бесценные лампы 300В от губительного воздействия анодного напряжения при непрогретом катоде. Основываясь на результатах прослушивания, могу заметить, что выпрямитель GZ34 вносит в звучание некоторую сонливость, правда очень мягкую и музыкальную. 274В обеспечивает несколько более ровный тональный баланс, но с другой стороны эти лампы (как производства WE, так и Sylvania) придают звуку некоторую "стеклянность". Убедительного теоретического объяснения звучания выпрямителей у меня нет и, если вы найдете таковое ( за исключением различий в прямом падении напряжения на различных лампах ), то будет весьма интересно его узнать.

Для того чтобы определить лучшую лампу для выпрямителя, стоит прослушать несколько их типов.

Для фильтра питания я использовал маслонаполненные конденсаторы 15 мкФ х1000 В, исходя из соображения надежности и характера звучания. Можно было бы установить установить и "электролиты", но мне нравится мягкое, ненавязчивое звучание "масла". Если вы все-таки решите применить "электролиты", то с целью уменьшения зернистости в звуке попробуйте параллельно С2 подключить маслонаполненный конденсатор 4-10 мкФ.

Наш, усилитель работает в "абсолютном" классе А, соответственно источнику питания не придется работать со значительными импульсами потребляемого тока. А это значит, что при выборе типа конденсаторов фильтра можно пожертвовать емкостью ради качества. Если вы установите конденсаторы по 15 мкФ и дроссель в 10 Гн, то пульсации питания не превысят 0,03%, что с существенным запасом достаточно. В источнике питания обязательно используйте нагрузочный резистор R1, который предотвратит перенапряжения при включении и обеспечит цепь разряда конденсаторов фильтра. Последнее требование связано с вашей безопасностью - ведь хороший масляный конденсатор сохраняет заряд в течении длительного времени. Вообще, масляные конденсаторы в аудио аппаратуре, особенного среднего уровня, применяются редко. Такая ситуация сложилась из-за их высокой стоимости . В 1952 г., например, трехсекционный электролит 3х40мкФх450В стоил 4,9$, а масляный конденсатор емкостью 10мкФх500В - 15,85$. А как вы понимаете, производители заинтересованы в снижении себестоимости аппаратуры. Из этого вытекает еще одно преимущество самостоятельного изготовления техники - вы можете подобрать элементы, заведомо лучшие, чем те, что применяются в промышленных образцах.

 

Источник: Вестник А.Р.А. №1

 

Часть [1]  [2]

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Производство инновационных очистных сооружений для загородных посёлков, домов и коттеджей - основное направление деятельности компании Экосистема.

AbilityCash – гибкая программа для учета финансов.

 

Это интересно

Я использовал схему стандартного двухполу- периодного выпрямителя со средней точкой и фильтр с емкостью на входе. Каких-либо особенностей схема не имеет. Ламповый выпрямитель позволяет реализовать плавный подъем напряжения анодного питания. Таким образом вы сбережете бесценные лампы 300В от губительного воздействия анодного напряжения при непрогретом катоде. Основываясь на результатах прослушивания, могу заметить, что выпрямитель GZ34 вносит в звучание некоторую сонливость, правда очень мягкую и музыкальную. 274В обеспечивает несколько более ровный тональный баланс, но с другой стороны эти лампы (как производства WE, так и Sylvania) придают звуку некоторую "стеклянность". Убедительного теоретического объяснения звучания выпрямителей у меня нет и, если вы найдете таковое ( за исключением различий в прямом падении напряжения на различных лампах ), то будет весьма интересно его узнать.
    Для того чтобы определить лучшую лампу для выпрямителя, стоит прослушать несколько их типов.
    Для фильтра питания я использовал маслонаполненные конденсаторы 15 мкФ х1000 В, исходя из соображения надежности и характера звучания. Можно было бы установить установить и "электролиты", но мне нравится мягкое, ненавязчивое звучание "масла". Если вы все-таки решите применить "электролиты", то с целью уменьшения зернистости в звуке попробуйте параллельно С2 подключить маслонаполненный конденсатор 4-10 мкФ.
    Наш, усилитель работает в "абсолютном" классе А, соответственно источнику питания не придется работать со значительными импульсами потребляемого тока. А это значит, что при выборе типа конденсаторов фильтра можно пожертвовать емкостью ради качества. Если вы установите конденсаторы по 15 мкФ и дроссель в 10 Гн, то пульсации питания не превысят 0,03%, что с существенным запасом достаточно. В источнике питания обязательно используйте нагрузочный резистор R1, который предотвратит перенапряжения при включении и обеспечит цепь разряда конденсаторов фильтра. Последнее требование связано с вашей безопасностью - ведь хороший масляный конденсатор сохраняет заряд в течении длительного времени. Вообще, масляные конденсаторы в аудио аппаратуре, особенного среднего уровня, применяются редко. Такая ситуация сложилась из-за их высокой стоимости . В 1952 г., например, трехсекционный электролит 3х40мкФх450В стоил 4,9$, а масляный конденсатор емкостью 10мкФх500В - 15,85$. А как вы понимаете, производители заинтересованы в снижении себестоимости аппаратуры. Из этого вытекает еще одно преимущество самостоятельного изготовления техники - вы можете подобрать элементы, заведомо лучшие, чем те, что применяются в промышленных образцах.
    Лампа 310А представляет собой пентод с 6-выводным цоколем Напряжение накала - 10В. Управляющая сетка выведена на колпачок баллона. По характеристикам сходен с более поздними октальными пентодами 6J7 и 6SJ7. Существует оптимальный вариант WE348A. Выпускался также и пентод 310В для усилителей слабых сигналов с нормированными шумовыми параметрами и подавленным микрофонным эффектом .
    Первоначально 310А разрабатывались для переносных телефонных усилителей. В этих устройствах накал питался постоянным током, соответственно такой режим сделан для этой лампы Однако, проблем с фоном не возникает и при питании накала переменным током.
    Если вы не хотите связываться с 10-вольтовым напряжением накала, то вместо 31ОА можно применить WE328A или 6J7. имеющие 6-вольтовый накал. Для установки и подключения всех этих ламп потребуется колпачок, одеваемый на верхний вывод сетки (точно такой же, как для тетрода 807) . Собственно, для подключения сетки можно использовать как изолированный, так и неизолированный провод. Если вы захотите использовать экранированный кабель, то для этой цели подойдет кусочек межблочного кабеля. Его оплетку необходимо заземлить. Чтобы избежать появления фона, в цепь накала я подал напряжение +40В, снимаемое со специального делителя анодного напряжения.
    В катодной цепи 310А я бы рекомендовал поставить полипропиленовый или масляный конденсатор. Электролит лучше не ставить, но если по каким либо причинам вы все-таки его используете, тс включите параллельно ему хороший пленочный или масляный конденсатор. Конденсатор в цепи экранирующей сетки может оказать существенное влияние на качество басов, поэтому рекомендую поэкспериментировать с ним. Не стоит применять электролит -зачем такая экономия в классическом усилителе. В окончательном варианте своего усилителя я использовал бумажный конденсатор в металлическом корпусе Aerovox емкостью 10 мкФ. Возможно в вашей конструкции здесь будет работать полипропиленовый конденсатор фирмы Solen.
    Для этой лампы вам нужен накальный трансформатор с обмоткой 5В. Попробуйте достать такой, чтобы вторичная обмотка имела вывод от центральной точки. В этом случае вы просто заземлите этот вывод через резистор 880 Ом. Такой способ подачи напряжения смещения используется в WE91, позволяя избежать применения мощного потенциометра в цепи накала. Проблем с фоном в моем усилителе не было и балансировочный переменник в цепи накала не понадобился.
    В том случае, если вы не найдете трансформатора с отводом от средней точки накальной обмотки или обнаружите, что необходима балансировка для уменьшения фона, то можно поступить следующим образом: катодный резистор подключите к движку потенциометра в 25 Ом (проволочный, мощностью 50 Вт), а крайние выводы - к выводам накала 300В. Цепи накала рекомендуется проложить витой парой проводников, а лампу 310А разместить подальше от силовых трансформаторов. В этом случае фона переменного тока прослушиваться не должно. Я советую вам принять все возможные меры к снижению фона, поскольку в однотактных усилителях не происходит компенсации по цепи питания.
    Катодное сопротивление в 880 Ом нестандартное, но я все-таки нашел резисторы в Ohmit Brown Devils (крутое старье). Можно использовать и керметные МСМ Electronics 870 Ом 25 Вт. Чтобы рассеиваемая мощность не превосходила предельно допустимую для этого типа, следует использовать 4 подобных резистора, включив последовательно две группы из двух параллельных резисторов каждая.
    Конденсатор катодной цепи выбирается из соображений наивысшего качества. Убедитесь в соответствии напряжения накала номинальному значению...
    Далее.....

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1