Усилители Music Angel

    XD500MKIII
    XD800MKIII
    XD845MKIII
    XD845LE
    XD850MKIII
    XD8502AIII
    XD900MKIII
    T24 фонокорректор

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Усилители ARIA

    MINI 6
    MINI 5.1
    MINIP1
    MINIL3
    MINIP14

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Усилители LACONIC

    AZUR H2
    HA-02
    HA-03B
    HA-03B2
    HA-03M
    Lunch Box Pro

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустические системы

    Music Angel One
    Music Angel 2.5
    Music Angel TK-10
    DIVA 5.2

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

Комплектующие

    Лампы
    Кабели

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Это интересно

МОЩНЫЙ ПРЯМО НАКАЛЬНЫЙ TPИОД 572. По сумме всех признаков его следует считать новой лампой. Хотя, у него довольно много сходства с 211-м (WE) и 845-м (RSA) триодами по электродной системе, а цоколь подобен классическому четырех штырьковому a la' 300В и 2АЗ (211-й и 845-й триоды также имеют 4 штыря-ножки, но панелька имеет название Jumbo, из-за больших размеров). Однако, не вздумайте устанавливать 572 взамен 300В! Накал 572-й требует 3.6-4.2А/6.3 В, то есть суммарная мощность на подогрев нити равна примерно 25 Ваттам. Нить накала имеет среднюю точку, так что отпадает необходимость питать постоянным напряжением с таким большим током потребления. Это оправдано тем, что ее анод способен рассеять 160 Вт! В спектре ИК излучения материала анода (он из особой проводящей спеченной керамики) стекло баллона имеет максимальную термопрозрачность, что позволило сделать лампу очень мощной. Это в самом деле триод нового поколения. Нить накала традиционна для 20-х и начала 30-х, из торированного вольфрама. В сравнении с оксидированным 300В, он имеет несколько меньшую эмиссию и при этом немалые преимущества с точки зрения звучания, более стабильная эмиссия и пониженное значение фликер-шума. Отчего-то производители усилителей и любители в частности, пренебрегают качественным рассмотрением материалов катода, чаще всего рассчитывая на счастливый случай найти волшебное сочетание ламп. Но то, что выходная лампа должна быть прямонакальной, уже стало "символом веры" в хорошев звучание. Прямой накал прямому накалу рознь! Неумение разобраться в этом и есть трагическая российская ортодоксальность.
    Издана целая линейка 572-х: -3, -10, -30, -160. Это индексы, указывающие на усилительные способности лампы . Начиная с 10, лампа резко "уходит вправо", оправдывая свое модуляторное предназначение. С 30 еще можно работать, но чтобы выжать сколь-нибудь значительную мощность (>10 Вт), придется работать с сеточными токами. Для этого нужен либо мощный драйвер, либо межкаскадный согласующий трансформатор. Если кто-то посчитает, что я сошел с ума, говоря о возможности появления Ic в работе звукового усилителя, так знайте, что я абсолютно здоров, у меня даже справка на этот счет припасена. Обожаемый большинством "Ongaku" работает с сеточными токами 211-го триода, а Guru японского однотактного движения Nobu Shishido к середине 80-х имел патент на применение IIT - Interstage Inverting Transformer, инвертирующего межкаскадного трансформатора, призванного работать с током сетки выходной лампы.
    По нашему разумению, 572-й триод может оказаться реальным преемником славы легендарной "трехсотки" и по цене и, в конечном счете, по качеству. Хотя вопросы любви и не любви -индивидуальное дело каждого. На Рис. приведены характеристики SV572-3, а в таблице необходимые основные параметры. На баллоне стоит знак, похожий на Sovtransavto, так вот это Svetlana Electrone Devices. Лампа выпускается в России. (Не забудьте спросить про панельку).
    ВЫХОДНОЙ ЛУЧЕВОЙ ТЕТРОД SV6550C. Вряд ли мы сильно ошибемся,заявив, что 6550 был впервые выпущен в 1954 г. фирмой Tung-Sol. А вот кто вышел раньше - британский KT88(GE) или 6550,это вопрос для историков звукотехники.
    Параметры их идентичны. Различие только в форме баллонов и элементах закрепления электродной системы. Сетки оригинальных ламп были позолочены для улучшения теплоотдачи и снижения вторичной эмиссии. Обязательное условие для любых 6550-х - металлический поясок на цоколе, так как тепло, приводимое от накала к цоколю, весьма ощутимо. По внешнему виду китайские КТ88 почти не отличимы от британских M-OV. Обе они имеют сужение баллона вверху и у цоколя, но диаметр M-OV равен 53 мм, а у китайских - 52 мм.
    Наша "светлановская" имеет цилиндрический баллон, похожий по размерам на старшего брата от Tung-Sol. Поверхность стекла выше всяких похвал - ровная, без ряби и пузырьков. Распорные пружины, удерживающие электродную систему (Э.С.) внутри баллона, установлены только сверху. Конструкторы определенно поработали над жесткостью всей Э.С.: когда стучишь пальцем по баллону у самого уха, то отзвук механических резонансов более короткий, чем у первых 6550А и В, выпущенных "Светланой" со знаком "Sovtek". Как следует из рекламного заявления, у лампы увеличена эмиссия и позолоченные сетки.
    Если поставить рядом 6L6 (6ПЗС), 5881/6L6WGC (6ПЗС-Е) и 6550, станет очевидно, что каждая следующая представляет собой "раздутую" версию предыдущей, соответственно и больше мощность, рассеиваемая анодом. Мы, без риска сжечь лампу, заставили ее рассеять на аноде до 36 Вт. Первые 6L6 были нормированы на 20 Вт (мощность, невиданная для 36-го года!). На рисунках приведены анодные характеристики лампы, на Рис. 3 - триодное включение, сетка 2 соединена с анодом. Для сравнения приводим характеристику оригинальной КТ88 Gold Lion фирмы M-OV (отметьте, что более высокие значения анодного тока КТ88 обязаны большему напряжению на экранной сетке. 300 V против 250 V в нашем случае). Технические данные сведены в таблицу. Из известных фирм производителей, применяющих 6550 в своих усилителях: Audio Research, Conrad Johnson, Copland, Jadis, Lumley. В журнале вы найдете схему модифицированного "Прибоя", также имеющего на выходе 6550.
    6С5С Это пожилая лампа. В конце 30-х Sylvania предложила новый размер напряжения накала -6,3 В и лампа вышла одной из первых в этот ряду. Фирма из Кентукки - KEN-RAD, вместе с очень редкой у нас - Cunningham, тоже производила 6С5 (первоначальное название, данное американцами), но уже после второй мировой войны. Вначале, из необходимости экранировать, лампу одевали в металл и она не отличалась от многих в "металлической серии". Когда же перешли на стеклянный баллон (начало 50-х), то лампа приобрела характерный вид, делающей ее похожей на современные сигнальные пентоды с наружным двойным (!) экраном. Что под ним? Правильный монотриод с косвенным накалом. То есть, конечно, не безупречно правильный, когда накал, сетка и анод являются концентрическими окружностями, но термин "equi-potential" (введен WE в 1929 году) реализован процентов на 80: сетка имеет форму эллипса, катод с анодом круглые. Также, как все приличные лампы, триод 6С5 имеет среднее усиление, мю=20, а это означает, что анодные характеристики его имеют глубокий раскрыв при работе с отрицательными смещениями на сетке, вплоть до -24 В. Как правило, такие лампы очень линейны. Привлекательность лампы состоит в том, что благодаря низкому Rj (8 - 10 кОм), специальному легированию сетки, аноду, навитому, как сетка, лампа практически не шумит. Жесткое экранирование делает ее пригодной для использования в первых каскадах, а способность отдавать 5-10 тА тока в нагрузку - в драйвере. Недаром в старых телевизорах она работает усилителем высокой частоты и гетеродином, а в киноустановках она стояла в начале усилительного тракта, сразу после фотоумножителя с пентодом. Анодные характеристики подобны 6С2С, кто не поленится, пусть попробует сравнить звучание обеих ламп. Неискоренимый "недостаток" лампы - всего один триод в баллоне, но как известно, что не в кайф одному, другому просто на руку. Триод не дефицитен, его просто забыли...
    Далее.....

 

Информация

 
 

SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL

 

ЧАСТЬ 4

 

Исходя из соображений идеального воспроизведения, любое изменение тембра инструмента нежелательно. Из чистой теории мы также знаем, что добавление любой гармоники все равно проявится в конечном сигнале. Из этого следует что, если целью является достижение нейтральности воспроизведения, должны быть найдены средства, делающие неслышимыми весь спектр внесенных гармонических продуктов.

Эта инженерная задача может быть решена посредством применения каскадов с низкими искажениями; источники тока, активная нагрузка, дифференциальные усилители, буферы и каскодное включение (67, 68). Но, даже в этих случаях, искажения присутствуют. Отрицательная обратная связь (ООС, для краткости в дальнейшем ОС, если не будет оговорена иная) является традиционным инструментом для уменьшения всякого рода нелинейностей в усилителях. К сожалению, довольно часто подобная технология применяется неправильно.

Дик Олшер (Dick Olsher) рассуждает по данному вопросу: "Минималистская схемотехника (в 20-е годы)обычно не использовала общей петли ОС... И это одна из главных причин, почему однотактники столь без усилий выкарабкивались из состояния перегрузки. Резкие всплески сигнала могут толкнуть усилитель в область больших искажений или режим кратковременного (в несколько миллисекунд) возбуждения" (45, стр.105).

Эта декларация справедлива лишь в том случае, если ОС не верно рассчитана и применена. Существует три фактора, определяющих время восстановления усилителя с обратной связью все они равнозначны): 1) запас по фазе; 2) достаточность усиления; 3) динамическая характеристика первого каскада, реагирующего на корректирующий сигнал обратной связи. Если все три фактора имеют величину, достаточную в каждом конкретном случае, то время выхода из клиппинга* для усилителя с ОС будет тем же, что для усилителя без нее.

Первые два фактора хорошо изучены и не станут обсуждаться здесь. Следует лишь сказать, что главнейшей целью компенсации является доведение коэффициента усиления до единицы к моменту, когда фазовый сдвиг достигает 180° (69). Таким образом достигается стабильность и устойчивость. Фактор третий часто не верно понимаем или вовсе не берется в рассмотрение: противостояние входного каскада сигналу коррекции, поданного с выхода устройства. Этот сигнал весьма большой амплитуды на высоких частотах, вследствие того, что компенсирующая цепь, удовлетворяющая условиям 1 и 2, вносит временную задержку. При больших амплитудах сигнала на ВЧ на выходе появляется значительный выброс корректирующего сигнала (Рис. 25). Он появляется из-за того, что ОС действует слишком поздно, когда требуется полностью подавить входной сигнал с частотой выше, чем та, на которую рассчитана компенсация.

Рис. 26 наглядно представляет, как корректирующий сигнал (а) складывается с компенсирующим сигналом (b), чтобы восстановить оригинальную (исходную) форму сигнала (с). После этого стал очевиден вторичный эффект компенсации: уменьшение полосы полезного сигнала и, при этом, ускорение сигнала обратной связи! Результатом будет то, что сигнал ОС "догонит" основноЙ (полезный) сигнал, чтобы вовремя сложившись с ним,воссоздать такой, который на выходе будет подобен входному. Если этого не происходит, результирующая форма сигнала (с) не будет прямоугольной, а будет иметь срез фронта или выброс, как на (b) или (а).

Можно рассмотреть это взаимодействие иным способом: представить компенсирующую цепочку как интегратор с реакцией в виде (b), а серво цепь с реакцией, приведенной ко входу, как дифференциатор (а). Когда продифференцированный сигнал окажется проинтегрирован через цепочку компенсации, форма исходного сигнала будет восстановлена. Этот базовый принцип используется в системе записи RIAA** для пред- и после- коррекции. И если фактор 3 не выдерживает требований по перегрузке, воспроизводимый сигнал не будет подобен исходному. То есть, если первый каскад не способен воспринимать всю амплитуду корректирующего сигнала,пришедшего с выхода, он влетит в насыщение (70).

Форма сигнала (а) показывает, что динамика первого каскада увеличивается с ростом частоты. В сервосистемах (устройствах с отслеживанием сигнала по выходу) первый каскад всегда терпит жесткое модулирующее воздействие сигнала обратной связи. Он из всех каскадов единственный, кому предоставлена эта нелегкая задача, так как следующий каскад стоит после компенсирующей цепи, режущей выброс после первого каскада. Таким образом, входной каскад должен иметь достаточный запас по амплитуде усиливаемого сигнала, чтобы противостоять атаке корректирующего в самом худшем случае. Интересно отметить в этой связи, что сам Уильямсон (D.T.N. Williamson) выбрал для первого каскада лампу 12AU7, известную своим широким раскрывом анодной характеристики.

Когда же и выходной каскад клиппирует одновременно с первым, наступает полная неразбериха. Однако, не следует считать ОС ответственной за все это Проблема ОС была притянута к ответу благодаря, главным образом, работам М. Оталы (М. Otala) по эффекту TIM*** (71, 72). Более поздние исследования (70,73) показали, что ОС не создает TIM, в том случае, когда входной каскад способен принять двойную амплитуду против обычного входного сигнала (70). Под "обычным" понимается сигнал, достаточный, чтобы вогнать в перегрузку выходной каскад.

KЛИППИРОВАНИE, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Однотактный усилитель с регулируемой по величине ОС (такой как CAD-805 ф. Сагу) представляет собой интересный случай для изучения. Из Рис. 8 мы видим, что происходит компрессия отрицательной половинки сигнала с дальнейшим закруглением верхушки нижней полуволны. По виду передаточной характеристики сразу заметно ее влияние на отмеченное скругление. Введение ОС выпрямляет саму характеристику передачи, но при этом она укорачивается снизу (как на Рис. 27а). И в результате, входной сигнал, достаточный для раскачки выходного сигнала по положительной полуволне, испытывает отсечку по отрицательной (Рис. 27b). Сжатие нижней полуволны, таким образом, уменьшает величину выходной мощности (хотя и менее искаженной до этого момента) при включении обратной связи! (74, 75).

Легкая степень клиппирования в однотактных усилителях была отмечена TJN (T.J. Norton - измерительный человек в журнале Stereophile):"... клиппинг очень незначителен в CAD-805, проявляясь в легком закруглении нижней половины сигнала..." (45 стр. 111). На Рис. 28 представлены гармонические составляющие формы сигнала, показанного на Рис. 8. Продукты искажений для этого случая определены графическим анализом передаточной характеристики (76).

Заметьте, как гармоники приводят к "сдавливанию" по бокам и удлинению верхней полуволны, а также и то, как они при сложении дают закругление нижней полуволны. Из рисунка видно, как при пересечении нуля основным сигналом нечетная гармоника D сдвинута на 90° относительно нечетных С и Е. В данном случае составляющие полностью подчиняются обычному правилу гармонического разложения.

Пример с натянутой струной на Рис. 5 дает наглядное представление. Здесь все четные гармоники имеют узел в середине струны, а нечетные - пучность, хотя при этом могут быть сдвинуты на 180° (пучность оказывается либо вверху, либо внизу от срединного положения). Эта аналогия с передаточной характеристикой становится весьма полезной и уместной, как только мы начнем более детально рассматривать поведение двухтактного усилителя.

Не взирая на то, включена ли обратная связь, нет ли, при ограничении анодного тока на положительной полуволне, однотактный каскад начинает сильно искажать. Спектр выходного сигнала обогащается третьей, пятой, седьмой .... и т.д. гармониками. Рост нечетных гармоник обусловлен симметрией ограничения (теперь отсечка происходит не только в нижней половине , но и в верхней части передаточной характеристики). Если верхняя отсечка происходит из-за токового ограничения (предел эмиссии лампы, ограничение тока транзистора и др. эффекты), то нижняя происходит благодаря все большему скруглению характеристики. Это влечет к росту второй, четвертой, шестой и т.д. Но так как рост четных гармоник начался раньше, чем нечетных (ограничение по току происходит в последнюю очередь), то налицо доминирование консонантных над диссонансными. Это и есть объяснение того факта, что на пороге клиппирования однотактники звучат менее раздражающе, чем двухтактные схемы.

В отношении обратной связи Д. Олшер дает вновь довольно противоречивые заключения: " Увеличение глубины ОС улучшило детальность быстрых звуков, которые мне казались потерянными, как будто вуаль была наброшена на сцену. Ощущение скорости и выпуклости инструментов улучшилось, хотя и ценой потери сочности". (45. стр, 107). Очевидно, что уменьшение искажений при подаче ОС должно было привести к некоторой потере сочности, когда подавлены искажения консонантного характера (т.е. вносящие лепту в созвучность, благозвучие). Теперь мы готовы к ответу на вопрос о том. какие же еще механизмы могут участвовать в этом процессе..

Потеря звучности, сочности может быть объяснена с помощью измерений Т. Нортона. Картинки частотной характеристики для различных случаев включения ОС даны на Рис.29. В отсутствие ОС на графике виден слабый подъем с частоты 5 кГц, и с увеличением глубины ОС, этот пик растет, достигая 3 дБ при 10 дБ обратной связи. Это впрямую указывает на отсутствие компенсации. Подъем частотной характеристики отражен и во временной области, как острый выброс на переднем фронте меандра в 1 кГц (Рис.30).

Отметьте также, что гармонические искажения достаточно резко растут с подъемом частоток (в конце концов они даже "обгоняют" по уровню характеристику, когда ОС отсутствует, хотя в середине диапазона та же ОС способствует подавлению искажений. Ред.) Увеличение глубины ОС до 10 дБ оказалось бессильно противостоять искажениям из-за фазового сдвига. В самом деле, ведь высокочастотные искажения растут с увеличением глубины обратной связи! Для усилителей с трансформаторным выходом в этом нет ничего удивительного. Фазовый сдвиг, являющийся эквивалентом временной задержки, обязан распределенной емкости трансформатора, а ОС затем становится регенеративной связью и действие ее усугубляется с увеличением глубины. Компенсация способна свести фазовый сдвиг к нулю и сделать частотную характеристику ровной при каждом данном значении обратной связи. Следовало бы установить переключатель компенсации одновременно с переключателем глубины ОС.

В усилителе CAD-805 ухудшение звучности при введении ОС любой глубины может быть обусловлено следующими причинами:

1) подъем АЧХ на высоких частотах;

2) повышенной чувствительностью к емкостной нагрузке при усилении ОС, что выражается выбросом на прямоугольном сигнале;

3) ростом гармонических искажений выше 20 кГц;

4)резким загибом передаточной характеристики и вслед за этим компрессией выходной мощности;

5) наличием TIM или других искажений переходного характера.

Мы способны вычислить эти вероятные причины. Очевидно, что TIM не вызывают ухудшение сочности звучания CAD-805 при углублении ОС. Это следует из того факта, что в схеме нет цепи компенсации, вносящей временную задержку. В нашем случае она могла быть создана внутренней емкостью выходного трансформатора (который выступает, как ВЧ фильтр) и такая задержка привела бы к незначительной модуляции первого каскада, (что собственно и характеризует присутствие TIM). Следовательно, TIM, как причина не принимается.

Если потеря музыкальности происходит на самых громких пассажах, это означает, что более глубокая ОС может быть подана уже на первых ваттах, когда еще не происходит загиба характеристики передачи. Как рекомендуемая альтернатива: если усилитель работает на громкоговоритель с высокой чувствительностью (в режиме малого потребления мощности), то глубина ОС может быть допущена больше. Это обеспечивает запас по мощ- ности в обратной пропорции (чем выше чутье акустики, тем меньше ватт нужно потратить, тем больший запас создан и наоборот).25

 

С другой стороны, если ухудшение случается даже на малых уровнях, тогда это может быть вызвано факторами 1, 2 или 3, так как влияние их не зависит от уровня сигнала. При том, что гармонические искажения дальше полосы 20 кГц считаются неслышимыми, может возникнуть продукт разностной частоты, который упадет в слышимую область. Положим, к примеру, 40 кГц - 30кГц =10 кГц. Однако, подобные эффекты имеют исчезающе малый уровень, так что непохоже, чтобы проявлялся фактор 3. Тогда остаются факторы 1 или 2. Напомним, что это:

1) подъем АЧХ на высоких частотах и

2) чувствительность к емкостной нагрузке в отсутствие компенсации.

Любая емкость на выходе усилителя, будь она образована емкостью кабеля, либо фильтром громкоговорителя, должна дать дополнительный высокочастотный полюс, сопровождаемый в пределе фазовым сдвигом в 90°, который в свою очередь окажется в сигнале обратной связи. "Звон" в ультразвуковой области является очень частой практикой, если только ОС не является локальной. Так что генерирование на высоких частотах обычно подавляется включением компенсирующих цепей. На плоскости комплексных переменных (S) Рис.32 показано расположение резонансного полюса S0 и двух антирезонансов и их влияние на переходную характеристику. На Рис. 33 представлены случаи для переходных характеристик, когда все полюса и нули находятся в левой полуплоскости комплексных переменных.26 Это может считаться случаями правильной настройки системы, когда звон критически демпфирован и резонансных выбросов быть не должно (77, 73). Только в этих случаях звон может считаться неслышимым (78, 79).

Из всего вышеприведенного следует, что при введении компенсирования (с целью исключения ВЧ подъема и демпфирования переколебаний на скоростных сигналах) возможно применение более глубокой ОС без ухудшения звучания. Эти меры, однако, не ограждают обратную связь от влияния ее на музыкальные характеристики усилителя в том случае, если благозвучность его создана сложным спектром искажений, присущих только данному устройству.27

 

BECTHИK A.P.A. №3

 

Часть [1]  [2]  [3]  [4]  [5]  [6]  [7]

Статьи

Ламповый звук
Тайны лампового звука
Волшебство лампового звука [1] [2]
Когда лампа лучше, чем транзистор [1] [2]
Почему вакуумный триод звучит музыкально
Схемотехника ламповых усилителей
Лампы или транзисторы? Лампы!
Однотактный ламповый усилитель для начинающих
Двухтактные ламповые усилители
Оконечный пушпульный усилитель - схема Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Рекомендации по повторению реплики схемы Уильямсона-Хафлера-Кероеса
Однотактный усилитель с непосредственной связью. Схема Loftin-White [1] [2]
Трехламповый усилитель Губина
Однотактник на 300В
Усилители низкой частоты
Расчет каскада с нагрузкой в аноде
Однотактный усилитель на лампе 807 [1] [2]
Циклотрон. Мощный усилитель с выходными лампами ГУ-50
SE на RB300
Однотактный усилитель мощности на 300В. Модель WE91 для 90-х годов [1] [2]
Как улучшить звучание HI-FI системы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Лампы и звук: назад, в будущее [1] [2] [3] [4] [5]
Однотактный ламповый ... [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Апгрейд усилителя XD845MKIII [1] [2]
"Усилитель" для наушников на SRPP [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Ламповый High-End [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [...]
Обзор журнала Glass Audio за 1998 год [1] [2]
Обзор журнала Glass Audio за 1999 год
Корректор для винила
Компенсированные регуляторы громкости
Усилитель НЧ
Даешь ONGAKU!
Tubesaurus Rex
Усилитель НЧ с комбинированной обратной связью
Прибор для измерения напряжения накала высоковольтных кенотронов
George Ohm живет в Харькове
Ревизия однотактного усилителя с межкаскадным трансформатором
Усилитель мощности НЧ с высоким КПД
Двухканальный усилитель НЧ
Усилитель НЧ с клавишным переключателем
Радиотрансляционные установки ТУ-50 и ТУ-100
Портативный проигрыватель
Усилитель НЧ
Усилитель без выходного трансформатора
Усилители без выходного трансформатора
Лампово-полупроводниковый УМЗЧ
Акустика
Бытовые акустические системы [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]
Там, где живут басы [1] [2] [3] [4] [5] [6]
The Onken Enclosure
Категории слухового восприятия [1] [2]
Три взгляда на акустику помещений [1] [2]
Акустика в которой мы живем [1] [2]
Акустика офисов
Мифы звукоизоляции
Акустика отделочных материалов
Акустический агрегат с объемным звучанием
Акустические свойства домашней мебели
Акустические линзы для громкоговорителей
Акустические измерения в практике радиолюбителя
Акустический фазоинвертор
Акустика студий [1] [2]
Полезные советы разработчиков Hi-End
Триод против пентода. Что выбрать? [1] [2]
SINGLE-ENDED VS PUSH-PULL [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Одноламповые усилители низкой частоты
Как пользоваться характеристиками электронных ламп
Многоламповые усилители НЧ на импортных лампах
Контактно-резисторный коммутатор входов
Как проверять аппаратуру в салоне
Что лучше: 4 или 8 Ом акустика?
Выходной трансформатор для однотактника. Быть или не быть линейным
Простая и быстрая проверка трансформаторов
Десять способов усовершенствовать вашу аудиокомнату
Испытатель ламп
Понижение уровня фона в усилителях
Evolution
Пять правил рационального питания
Трансформаторы в однотактных усилителях
Выходные трансформаторы
Измерение характеристик выходного трансформатора [1] [2]
Однотактный «Magnum»
Какая лампа нам нужна
Какая лампа нам нужна и будет ли она?
Улучшенная конфигурация листов трансформаторной стали
Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление? [1] [2]
Звук: интересные наблюдения
Вся правда об акустике ProAc
Немного теории лампового звука
О заметности искажений
История лампы 300B
Краткая история возникновения Hi-Fi
Возможен ли "виниловый ренессанс?" [1] [2] [3]
Hi-End: Мифы и реальность [1] [2]
Как не заблудиться в кабельных джунглях?
Побалуйте свои уши! [1] [2]
Ограничение сигнала усилителем – можно ли работать в клиппинге?
"Хай-Энд" умер, да здравствует "Хай-Энд"! [1] [2]
Блестящие звукозаписи [1] [2] [3]
Семь слов об ошибках аудиоэкспертизы
Частотные, нелинейные и фазовые искажения
Внешние факторы, влияющие на восприятие звука
Многоканальный окружающий звук [1] [2] [3] [4]
Магнитная запись: мифы и реальность
Теория схемотехники и звукотехники
Для начинающих. Как работает усилитель [1] [2]
Принципы схемотехники электронных ламп [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Хрестоматия радиолюбителя, 1963г. [1] [2] [3] [4] [5]
Конструктивный расчет входных и выходных трансформаторов [1] [2]
Как работают звуковые трансформаторы
Элементарная теория схем с обратной связью [1] [2] [3]
Теория звукотехники
Двухтактно-параллельный усилитель НЧ
Особенности стандартов, описывающих мощность в звукотехнике
Отрицательная обратная связь в усилителях
Классы усилителей мощности
Элементарная теория триода [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Как работает лучевой тетрод
О мощности, ваттах, децибелах... [1] [2]
Теория звука [1] [2] [3] [4]
Звук и цифровые технологии [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Проектирование абсолютно устойчивых усилителей [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Звуковые форматы
Описание стандарта MP3
Правильная мощность
Начинающим. Радиолампа
Высококачественный усилитель низкой частоты
Объемный звук [1] [2] [3]
Парадоксы электрона
Вибратор к гитаре
Ламповый авометр
Старая и популярная 12АХ7/ЕСС83
Принцип устройства и работы электро-вакуумных приборов
Двухэлектродные лампы
Трехэлектродные лампы
Рабочий режим триода
Многоэлектродные и специальные лампы
Электронно-лучевые трубки
Газоразрядные и индикаторные приборы
Фотоэлектронные приборы
Собственные шумы электронных ламп
Особенности работы электронных ламп на СВЧ
Специальные электронные приборы для СВЧ
Надежность и испытание электровакуумных приборов
Основы схемотехники ламповых усилителей
Искажения в усилителях, их измерение, меры по снижению искажений
Основные сведения о радиокомпонентах
Источники питания
Каскады усиления мощности
Каскады предварительного усиления
Широкополосные усилители
Усилительный каскад с катодной нагрузкой [1] [2]
Life in Vacuum. EL34
Life in Vacuum. 6H8C, 6H9C
Life in Vacuum. SV572 SV6550 6C5C 6C3П/6C4П
Двойной триод 6Н3П
Пентод 6Ж5П
6П42С / 6П45С
Лучевой тетрод 6П1П
Пентод 6П14П в оконечном каскаде
Двойной триод 6Н14П
Кенотрон 1Ц11П
Демпферный диод 6Ц10П
Что и как мы слышим
 
 
 

Найти на сайте

 

Информация

Только к середине 80-х возникла новая волна спора между двухтактными усилителями на триодах и пентодных в ультралинейном включении. Противостояние касалось исключительно только РР схем; так что не будем обсуждать этот момент и скажем лишь одно - триоды вернулись, а наряду с ними вся орава усилителей с переключением триод/UL пентод.
    Вторая волна поднялась в начале 90-х, уже с знакомым нам конфликтом - двухтактные триоды против однотактных. Поскольку он так и не разрешен, им мы и займемся. Темы дебатов опять крутятся вокруг фазоинверторов, продуктов искажений, глубины ОС и вдруг всплывшего эффекта под названием "первый ватт".
    Далее...

 

Это интересно

В первых двух частях была освещена история ламповых усилителей и слышимые эффекты различных нелинейностей, возникающих при усилении. В этой последней части я обращусь к достоинствам и недостаткам однотактных (SE) и двухтактных (РР) схем. Глядя на SE с теоретической точки зрения, здесь существует фундаментальная проблема: искривление характеристик лампы в нижней части линии нагрузки. Рис. 34 показывает, что даже класс А не способен справиться с дефектом, присущим анодным характеристикам. В звуковых усилителях искажения появляются главным образом в НЧ области, где сосредоточена большая часть энергии. Из-за того, что продукты искажений кратны основной гармонике (т.е.оригинальному сигналу с частотой f,), то, появившись в НЧ, они пролезают в среднечастотный диапазон.
    К примеру, при несущей частоте в 75 Гц вторая гармоника появится на 150 Гц, третья - 235 Гц, четвертая -300 Гц и т.д. Быть может, поэтому усилители с сильными искажениями по басу звучат теплее и полнее в области нижней середины и более "прозрачны" в верхней середине. Дальнейшее увеличение этих "благозвучных" продуктов способно превратить "прозрачность" в "стеклянность", а теплоту в "вялость и аморфность". Опытные слушатели должны знать, чем вызваны эти метаморфозы и уметь выделить их природу.
    Вторая серьезная проблема SE: недостаточно качественная работа на краях звукового диапазона. Корень ее в мощном магнитном потоке, присутствующем в сердечнике выходного трансформатора, созданным постоянным током покоя, необходимым для режима-А. Сам же режим А является обязательным для однотактников, так как здесь нет "перехвата" отрицательной полуволны второй лампой, как в двухтактном усилителе.
    Ток покоя, текущий через первичную обмотку выходного трансформатора (Рис. 35), создает поток магнитных силовых линий. Сам сердечник может выдержать только определенную плотность магнитного потока (обычно 10-15 килоГаусс в зависимости от материала). При положительной полуволне ток через обмотку увеличивается, увеличивая тем самым индукцию (плотность потока) в сердечнике. Выше точки перегиба на петле гистерезиса железо близко к насыщению (Рис. 36). С этого момента положительная полуволна испытывает компрессию 2в.Когда обе полуволны подвергнуты "сжатию", появляются искажения нечетного порядка. Поэтому в однотактных усилителях жестко стоит проблема насыщения сердечника. С целью снижения искажений, вызванных ограничением индукции, в сердечник вводят зазор. Он работает как клапан (перепускной) при превышении магнитного давления. При увеличении магнитного потока сверх того,что может пройти по железу, срабатывает клапан, отводя избыточный поток по воздушному промежутку. Так как воздушный зазор не подвержен магнитному насыщению, то высокого порядка искажения, вызванные эти фактом (насыщением), отсутствуют.
    Но все равно, наличие немагнитного зазора ведет к уменьшению индуктивности обмотки и ослаблению коэффициента связи между первичкой и вторичкой (80). Это в свою очередь приводит к потерям на низких частотах. Уменьшение индуктивности можно было бы скомпенсировать увеличением витков первички. Однако это приведет к высокочастотным потерям, вызванным индуктивностью рассеяния. Круг замкнулся. Таким образом, на краях звукового диапазона возникают потери, чего не наблюдается в двухтактных усилителях (Рис. 37).
    Решение этой проблемы не сложно, но дорогостояще: обойтись без выходного трансформатора. Этого можно добиться посредством параллельного соединения выходных ламп. К примеру, при заданной глубине ОС в 20дБ, 16 штук лучевых тетродов 6550С (включенных триодами для уменьшения внутреннего сопротивления) дадут расчетный коэффициент демпфирования, равный 10. (Как правило, цифра 10 эквивалентна импедансу источника в 0,8 Ом, что считается достаточным).
    Проблема третья для SE усиления: низкий коэффициент демпфирования. За это ответственны два фактора:1) применение малого числа выходных ламп; 2) типичное отсутствие ОС. Демпфирование есть показатель того, насколько усилитель невосприимчив к изменениям нагрузки. (Последствия плохого демпфирования было разъяснено Дж. Аткинсоном в Stereophile за август 1995г.). При слабом демпфировании получим регулятор тембра с подключением к усилителю нагрузки, меняющейся с частотой. (Как на Рис. 37, нижняя кривая, полученная на эквиваленте нагрузки). К тому же, как вывел Cocking (81), хорошее демпфирование необходимо для управления НЧ головкой на частоте резонанса. Рупорными НЧ управлять легче (и раскачивать тоже), так они предпочтительнее для работы с однотактниками.
    Специалисты по SE из Audio Note разработали громкоговорители, совместимые с выходным импедансом их усилителей. В самом деле, в наших поисках того фокуса звучания однотактников, которым они обладают, уместно всегда помнить, что динамик не просто конечное звено в звуковой цепи, но и "органичное" приложение к усилителю (как наше ухо есть органичное приложение ко всему органу слуха). Усилитель как бы "разговаривает" с нами через громкоговоритель.
    Двухтактное включение стало популярным за его способность снизить высокую вторую гармонику, возникающую в SE. Стоит еще раз повторить, что РР подавляют не только вторую, но и все четные продукты искажений, возникающие в выходной лампе каждого плеча. Ниже представлен анализ работы двухтактной схемы с целью показать, как она "выбирает" одни продукты искажений и уничтожает другие. Для простоты предположим, что работа плеч полностью сбалансирована (симметрична) и характеристики ламп одинаковы. Однако на практике некоторый разбаланс все же имеет место.
    В РР схеме первичная обмотка выходного трансформатора имеет отвод в средней точке (Рис. 38), образуя две катушки. Такой способ соединения создает для токов покоя верхнего и нижнего плеч два магнитных потока, текущих навстречу друг другу. Встречные магнитные поля создают суммарный магнитный поток в сердечнике (как и по воздуху), равный
    Далее.....

 

Информация

 

Усилитель ламповый XD850MKIII

XD850MKIII

Акустическая система Music Angel One

Music Angel One

Усилитель ламповый XD800MKIII

XD800MKIIIIII

Усилитель ламповый MINIP1

MINIP1